«Верую во Единого Бога Отца»
Символ веры, который поют все верующие вместе с диаконом на Богослужении, является свидетельством того, во что мы верим, как верим, ради чего верим. Это правильное, кратко, но точно изложенное учение Православной Церкви о Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом, о воплощении, страдании, воскресении Господа нашего Иисуса Христа, о Втором Его Пришествии, о Церкви Христовой.
Это указатель, путеводная звезда, которая направляет ко Христу и по-отцовски уводит от самочиния, прелести, ереси. Ведь можно и верить, но не правильно понимать веру, не правильно ее воспринимать и к ней относиться, и как следствие, потерять весь труд своей жизни, плоды молитвы, поста, бдений, доброделаний. Еще апостол Павел указал на опасность незаконного подвига: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:15).
Святитель Иннокентий Херсонский в «Слове при посещении паств» писал: «Подвизается «не законно» тот, кто не хочет подвизаться, как велит Господь, как узаконила Святая Церковь, как определили и показали своим примером святые отцы, а суемудренно изобретает для себя новые роды и виды подвигов, без особенной нужды, не рассмотрев хорошо дела и своих обстоятельств, а только чтобы угодить своему воображению и наклонности к самочинию. Истинный подвижник всегда прост и смирен сердцем, он боится выставлять себя напоказ чем-либо».
Следствием «незаконных» подвигов являются: гордыня, тщеславие, раздражение, высокомерие, неприязнь, неслышание других людей, неуважение чужого мнения… Вследствие своих даже незначительных трудов (подвигов), человек думает, что он имеет право возноситься над теми, кто меньше трудиться, осуждать тех, кто еще не достиг некоторой нравственной чистоты. Вот это и есть проявление подвига «незаконного».
Истинный христианин, видя падения ближних, обратит свой взор внутрь себя и поймет, что, сколько и во мне «хорошем и любимом» порока и грязи, обид и предательства, отступления и малодушия, и будет проливать слезы прощения о себе и том согрешившем.
То же касается и «незаконного» подвига в вере. Потому и важно знать учение Церкви Православной, как его понимали святые отцы, как объясняли, чтобы, с одной стороны, не быть крайним законником, утратившим за буквой закона дух христианской любви к людям, а с другой – не расслабить себя и позволить чрезмерные вольности и шатания.
Сам Символ Веры в первом своем члене имеет одно очень нам понятно, близкое слово – это слово «ОТЕЦ» (Верую во Единого Бога Отца Вседержителя).
Понятия «отцовства» и «сыновства» являются одними из сокровенных, глубоких, родных. Это то, что нам снова напомнил, возродил, воскресил Иисус Христос – быть «детьми Божиими», относиться к Богу не как к карателю, а как к любящему, переживающему Отцу.
Парадокс, но самое близкое и неотделимое, то есть родство отца и сына потеряло единство, утратило доверие. Отец и, вообще, любой родитель воспринимается и рассматривается как символ насилия и принуждения. Человек пытается убежать и сбросить с себя любое «внешнее давление». Современным людям тяжело воспринимается свое подчиненное положение, независимо от того, под какой опекой они находятся – семейной, общественной или религиозной. Свое «я» ставится в центр не только своей жизни, но и в основу жизни окружающих. Свое мнение, свои интересы. свои выгоды идут впереди желания жертвовать собой ради людей и ради Бога.
Сегодня у всех родителей возникает вопрос:
— Почему дети нас не слушают?
— Почему нет уважения к старшим?
— Почему нет почитания и благоговения перед старостью и опытом жизни предков?
— Откуда берется противление, протест, бунт у детей против своих родителей?
— Почему всякий авторитет стал рассматриваться как символ насилия, ущемления моих законных прав и свобод?
На духовном уровне произошел перелом, это искажение получило жизнь еще от падения праотца Адама, который утратил истинное правильное понимания и чувствования Бога, в первую очередь, как Отца. Исчезло доверие и любовь и взамен пришло понимание отношений Бога и человека как отношение «господина» и «раба». «Идея Бога рассматривается как высшая точка отчуждения человека от него самого, как вершина всех запретов и несвободы, и главная задача человека – освобождение от Него и всего того, что Ему свойственно, что Он несет… «Отцеубийство», составляет саму суть первородного греха. Попытка человека стать Богом самовольно, самочинным вкушением запретного плода, а не через согласование своей воли с волей Божественной и через исполнение Его заповеди – это первая попытка человека устранить Бога из своей жизни и сознания во имя самообожествления» (Митрополит Амфилохий (Радович), Человек – носитель вечной жизни).
«Отцеубийство» — это желание быть отцом, но не быть сыном; желание быть управляющим, но не быть подчиненным; желание быть учителем, но не быть учеником. Стремление самому управлять, быть чуждым послушания и прислушивания к более опытному, мудрому, заботливому. Эта жажда чувствовать себя независимым, не иметь для себя ограничений рождает эгоцентричный образ жизни – быть в центре всего.
Убийство Бога в себе породило и убийство любви к отцу, покровителю. Человек стал воспринимать все искаженно. Исчезло благоразумное рассуждение, все видится сквозь призму рабства, тирании и принуждения. «В человеческом сознании Бог перестает быть тем, что Он есть в действительности, и не может больше оставаться для человека с таким сознанием нормальным Отцом, но становится «отцом-садистом»; человек теперь способен быть только рабом или бунтовщиком, «отцеубийцей». Таким образом, отношения Бога, природы (мира) и человека превращаются в судорожную борьбу за власть» (Митрополит Амфилохий (Радович), Человек – носитель вечной жизни).
И этот дух борьбы с Богом Отцом накладывает свой отпечаток и на противление родному отцу, нежелание слушать его, слушаться его, понимать и поддерживать. Рождается стремление убежать от отцовской любви, опеки, покровительства. Человек в этом безумии выбирает худшие условия жизни, как материальные, так и духовные, но основная идея этого – быть «самому», не быть зависимым от кого-либо, даже от родного отца.
А изменить этот бунт внутри себя можно: очищаясь, просвещаясь, преображаясь – это путь покаяния, изменения себя самого, не кого-то, но себя. Путь у нас есть – это Христос: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Господь снова возродил забытое и искаженное понимание Бога как Отца. Наследуя примеру и жизни Спасителя, каждый сможет принять истинное, глубинное отцовство Бога. Ибо только во Христе возможно прийти к Родителю: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).