Неделя 3-я Великого поста:

«Иже хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:34). Такое строгое условие поставил Господь Иисус Христос перед всяким, кто хотел бы, действительно, не на словах, а на деле последовать Ему. Что же значат эти слова сегодняшнего евангельского чтения? «Да отвержется себе» значит — пусть поступит с самим собою, с наличным содержанием своей внутренней жизни, со всем, чем до сих пор душа жила, в чем находила удовольствие, успокоение и утешение — так, как поступает человек с изношенной и никуда уже не годной одеждой — он отвергает ее и выбрасывает вон. В духовном смысле человек должен так же поступить по отношению к своему внутреннему содержанию, устремиться к иной, лучшей жизни и просить у Бога помощи, чтобы жить по-христиански, а не по началам мирской суеты.

Евангелие дальше говорит: «какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, и отщетит душу свою? или что даст человек измену на души своей?» (Мк. 8:36, 37). Эти слова Господа можно так объяснить: Какая польза человеку, если он приобретет не только большое богатство или что-нибудь такое, чему другие будут завидовать, но даже — если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? «Какой выкуп он даст за душу свою?»

Когда окажется на последнем суде, что человек жил только землею, только земными интересами и земными приобретениями, вообще был погружен только в сферу, в стихию земных переживаний и всецело прилепился к земле, и откроется, что для вечности, для жизни в Боге он ничего не приобрел, и, будучи в материальном смысле богатым человеком, в духовном смысле оказался полным бедняком и банкротом — какова будет его участь? О таких сказано в Апокалипсисе: «окаянен и беден, и нищ и слеп и наг» (Откр. 3:17). Когда это станет явным так, что он сам и весь мир увидит его полное банкротство перед вечностью, в которую он вступает, тогда — какой выкуп он даст за душу свою? Чем он ее выкупит тогда? Материальными богатствами, которых он столько приобрел на земле? Нет, на них и смотреть никто не станет. И погибнет бедная душа для вечности из-за того, что она вся погрузилась в земное.

Вот этот евангельский урок нам нужно крепко запомнить, возлюбленные. Какая польза человеку, если он приобретет даже весь мир, а душе своей повредит? Скажите, много ли найдется таких людей, которые были бы свободны от желания быть побогаче, иметь побольше и т. д.? Не беда, если у человека есть богатство, если он приобрел многое; это не плохо, но только он должен помнить указание св. Библии — «богатство аще течет , не прилагай к нему сердца» (Пс. 61:11) — т.е. не привязывайся к нему, смотри на него как на нечто преходящее. Пробьет момент твоей кончины — и ты все это оставишь. Ничто за тобой не пойдет. А когда человек обогащается духовно, тогда он это богатство духовное понесет с собою за гроб, за могилу и принесет с собою в вечность.

Будем же помнить этот евангельский урок! Господь непременным условием следования за Ним ставит отвержение себя и устремление к иной, новой жизни. Могут спросить тут: «Что же делать? Значит, надо со всем порвать? Все бросить и искать каких-то совершенно новых путей?» Нет, не нужно думать так.

Правда, есть души, которые, загоревшись огнем божественного желания, действительно, порвали со всем земным, все отбросили и устремились только в духовную жизнь, чтобы служить одному Богу, чтобы постоянно предстоять пред Ним, Им жить, Им дышать и в Нем находить успокоение и свое духовное богатство. Есть такие души, но их не так много. Но для всякого христианина необходимо, чтобы он ни к чему земному не привязывался и, имея достаток, относился к нему спокойно, не прилепляясь к нему сердцем; а если он живет в недостатке и нужде, чтобы не унывал и не падал духом от этого, зная, что человек, материально нуждающийся, может быть духовно богаче многих других.

Господь призывает отвергнуться себя и идти за Ним, взявши крест. Каждый христианин должен быть крестоносцем в том смысле, чтобы покорно принимать от десницы Господней все земные прискорбности, из которых и складывается наш христианский крест. И не только покорно, но и охотно, с радостью, с убеждением, что в этом его спасение.

Почему св. отцы были так могучи, так непоколебимы в перенесении скорбей и страданий? Почему св. мученики были так стойки в страданиях и пытках? Потому, что они прекрасно понимали, что это все посылается Промыслом Божиим — на пользу им. Подобно благоразумному разбойнику принимали они благодарным и преданным сердцем все то, что Господь им посылал, зная, что все это полезно для души.

Отец Небесный вместо хлеба камня никому не дает; и если Он послал человеку испытание и скорбь, то это значит, что наступил очередной момент принятия и несения креста. Вот и молись, христианин, перед Животворящим Крестом, чтобы Господь силою Крестною утвердил тебя на несение твоего христианского креста. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)