Жены-мироносицы.
МИР ВАМ – это первые слова, которыми Воскресший Господь наш Иисус Христос приветствует своих учеников.
Принимая мир Христов, наполняясь им, мы становимся драгоценными сосудами, наполненными благоуханием благодати Божией. Сосуды, призванные послужить Господу своему. Как те сосуды, которые несли в своих руках святые жены-мироносицы, чтобы в последний раз совершить дело любви. Омраченные горем, они и не помышляли о том, какую великую радость обретут.
Как во время земной жизни Христа, так и на протяжении всей истории человечества, даже до сего дня, находятся эти хрупкие сосуды — смиренные, ничем не приметные жены, несущие мир Христов. Жены, служащие тем, что имеют… тем, что умеют… тем, что дал им Бог. Они являются для нас вдохновенным примером подвига христианской жизни и напоминанием о том что, ни социальный статус, ни уровень образования, ни материальное положение не могут быть препятствием в деле спасения души.
Праведная Тавифа просто шила одежду. Своими руками она зарабатывала себе на пропитание, творила милостыню, шила одежду для бедных сирот и вдовиц. Казалось бы, такое простое дело – шить одежду. Но, по ее смерти, оставшиеся без ее поддержки бедняки так возопили к апостолу Петру, что он вошел к умершей и силой Божией возвратил ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!». И она встала, и продолжила нести свое служение, во имя Христа и с любовью к ближним.
Многих мужей прославила святая Церковь. А ведь каждый из них вышел из своей малой Церкви — из семьи, в которой родился и взрослел. У каждого прославленного воина Христова была мать, трудами и молитвами которой воссиял светильник негасимой веры.
Одними из самых ярких светильников святой Христовой Церкви являются наши святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. А что мы знаем об их матерях?
Мать святителя Василия Великого — преподобная Эмилия с самого рождения и в супружестве всегда находилась в материально богатой обстановке. Они с супругом адвокатом Василием, впоследствии ставшим священником, владели землями в трех провинциях, и в их крае никого не было богаче. С рождением младшего сына Петра Эмилия овдовела и осталась с десятью детьми на руках. Всех воспитала в глубоком благочестии, прибегая к псалмам Давида и притчам Соломона. Из них она выбирала места с молитвами или с уроками жизненной мудрости.
Пятеро из детей преподобной Эмилии причислины к лику святых: свт. Василий Великий, прп. Макрина, свт. Григорий Ниский, свт. Петр Севастийский, прав. Феозевия – диакониса.
Мать святителя Григория Богослова — праведная Нонна много претерпела печали и слез. Муж ее Григорий был язычник. Долго молилась святая, чтобы обратить супруга ко Христу. Сын, свт. Григорий Богослов, так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». И горячая молитва Нонны была услышана. Вскоре Григорий крестился, был посвящен в пресвитера, затем во епископа и, по словам сына, превзошел жену благочестием.
Мать святителя Иоанна Златоуста — святая Анфуса была весьма образованной и материально обеспеченной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства.
Муж Анфусы рано скончался, оставив молодую вдову с двумя малютками, дочерью двух лет и новорожденным сыном Иоанном. Молодая мама решила не выходить вторично замуж, а посвятить свою жизнь воспитанию детей, но вскоре умерла и дочь. Анфуса осталась одна со своим сыном, который и сделался предметом всей ее любви и материнских забот и надежд.
Мать постаралась дать своему сыну наилучшее для того времени воспитание. Первыми словами, которые будущий архиепископ научился складывать и читать, были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна.
Любящий и глубоко почитающий свою мать Иоанн пребывал в отеческом доме до самой кончины матери.Только после смерти Анфусы святой раздал свое имение, отпустил рабов и удалился в пустынную обитель к отшельникам. Позднее он был рукоположен в пресвитера и, оказавшись блестящим проповедником, получил от паствы прозвище «Златоуст».
Слыхали вы о святых бабушках, по молитвам которых Господь обращает их внуков к истинной вере?
Святая мученица Леонилла — бабушка трех внуков-мучеников, приняла Крещение уже в преклонных годах. У нее было три внука – дети ее сына, близнецы по рождению. Они, хотя и получили прекрасное образование, но, следуя примеру отцов, оставались в язычестве, поклоняясь идолам. Однажды внуки, возвращаясь домой после принесения нечистых жертв идолу богини Немезиды, принесли своей бабке остатки жертвенного мяса. Но она, гнушаясь скверными языческими жертвами, выбросила это мясо на съедение собакам, к внукам же обратилась с горячей просьбой оставить всех нечистых идолов и твердо уверовать в Творца всего – Господа нашего Иисуса Христа.
По вере ее воспламенились сердца внуков ревностью о Господе. Разбили братья идолов и восстали против язычников, укоряя их в безумии. Бабушка разделила со своими внуками их мученическую кончину, хваля их за мужество и твердое исповедание своей веры.
Самым ярким примером жены-мироносицы нашей эпохи является святая Страстотерпица — Государыня Императрица Александра Федоровна.
Светлый христианский образ Царицы в наибольшей степени явился в подвиге деятельной самоотверженной любви, которому она себя посвятила в годы войны. Все свои заботы, мысли, труды Александра Федоровна направила на оказание помощи раненым. Вместе со своими старшими дочерьми она в течение трех лет послужила им и как простая сестра милосердия. Только сердце, исполненное мира Христова и любви к ближним могло решиться на такой подвиг. Государыня так любила русский народ, так искренно сострадала всем скорбящим, так горячо молилась ко Господу о спасении России, что раненые звали её Царица-Матушка. Мать Милосердия, утешающая их с не меньшей любовью, чем родная мать, и служащая им как родная сестра, сестра милосердия.
А сколько жен, исполняющих завет Христов о любви, послужили ближним во время Великой Отечественной Войны? Скольких солдат они спасли от верной смерти в своих погребах… скольких напоили, накормили и обогрели, не глядя «свой» или «чужой», порой жертвуя последним, что имели… Скольких воинов вынесли с поля боя на своих хрупких плечах… Это ли не образ христианского служения? Не всех этих крепких духом женщин помнит история, но всех их знает Бог.
Сердце женщины, исполненное миром Христовым, как сосуд, наполненный драгоценным елеем, привлекает и окутывает благоуханным облаком любви всякого входящего в него.
МИР ВАМ!