Для большинства верующих действия священнослужителей во время богослужений остаются загадкой, чем-то тайным и скрытым. За каждым движением, возгласом, молитвенным прошением, образами святых угодников Божиих стоит богатство духовного опыта Церкви, жизни в Боге и с Богом. Православное богослужение – это неисчерпаемый кладезь благодати, к которому мы призваны прибегать. Церковь движима и управляется Духом Святым, и богослужебный устав создавался этим Духом, которым «мы живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Приходя на богослужение, видя зримое, вещественное, земное, мы должны подниматься по ступеням к истинной и Божественной жизни. «Но без соответствующего приготовления и устроения своей души человек не может приобщиться к Божественной жизни, и то, что в богослужении дано как ее символ, остается для него явлением внешним, не имеющим духовного смысла, ибо мы не всегда оказываемся способными к восприятию и усвоению благодати Божией, нисходящей к нам в Богослужении». (Настольная книга священно-церковнослужителя, Т.2). Здесь видна важность богослужения и понимания его.
Интересным местом во время Литургии есть выход священника с Евангелием, который имеет под собой как историческое, так и духовное основание.
Священник с диаконом в предшествии свещеносцев выходят через северные врата, становятся перед царскими вратами, читают молитву входа, и диакон, возвышая Евангелие и изображая им крестное знамение, возглашает: «Премудрость, прости». Входят в алтарь.
В древности с этого входа начиналась Литургия. Верующие собирались у закрытого храма. Народ встречал архиерея и малый вход был входом епископа в церковь. Евангелие хранилось в особом помещении, вне церкви, и именно перед входом в храм оно износилось из хранительницы. Главный диакон торжественно нес святую книгу, центральным входом шли в храм священники, боковыми дверями – верующие, которые до этого времени ждали на улице и пели антифоны.
То, что вход с Евангелием раньше был действительно началом Литургии показывает нам нынешнее архиерейское богослужение, в котором архиерей фактически не участвует до «малого входа». Когда епископ входит в храм износится Евангелие для благословения, архиерей облачается в священные одежды во время пения антифонов, и читает входные молитвы.
Возглас диакона: «Премудрость, прости» означает следующее:
— «Премудрость» — это возглас, указывающий на что-то важное, мудрое. Переводят как «Послушаем! Услышим! Внимание!»;
— «прости» — стоять или идти просто, правильно, ровно, благоговейно.
К XIV веку Евангелие стали хранить на Престоле, и малый вход утратил функциональное значение.
В духовном смысле «малый вход, или вход с Евангелием» можно рассматривать с нескольких сторон.
Многие толкуют священнодействие изнесения Евангелия из алтаря и внесение его обратно в алтарь как выход Христа к людям, начало Его проповеди.
Митрополит Вениамин (Федченков) писал об этом следующее: «При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа – Иоанна, Евангелие – Самого Иисуса Христа. «Господу помолимся», – возглашает диакон, несущий книгу – Евангелие, он воздвигает его вверх во славу Святой Троицы, явившейся при Крещении Господа Иисуса Христа. Остановившись в царских вратах, диакон провозглашает: «Премудрость, прости» и делает Евангелием знамение креста. Этот момент – воспоминание Крещения Господа. Слово «Премудрость» напоминает нам: это тайна Богоявления, недоступная нам, разуму человеческому. Словом же «прости» установлено призывать всех ослабленных, лениво, небрежно стоящих к внимательному, благоговейному служению литургии».
Сам «вход» — это состояние движения, состояние выхода из мира сего в мир духовный, в Царство Божие, приближение ко Христу. То есть это вхождение Церкви в Царство Божие, не только священника и диакона, а всех верующих, стоящих и молящихся здесь и сейчас.
«Сущность входа состоит в приближении к престолу, который изначала был средоточием храма, его святыней…престол есть символ Христа и Царства Христова. Он есть трапеза, за которой собирает нас Христос, и он есть жертвенник, соединяющий Первосвященника и Жертву. Он есть престол Царя и Господа. Он есть – Небо, то Царство, в котором «Бог есть всяческая во всем»» — протоиерей Александр Шмеман.
Как раз вход является началом Евхаристического священнодействия. И с этого момента начинается путь христианина, к той заветной цели – к Господу, к Творцу всего. Этот путь длиною в жизнь не мыслим без труда, без несения своего Креста, без отречения от самолюбия и своеволия. Господь учил и учит нас: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27).
Вхождение с Евангелием и есть то следование за Христом, но с желанием и стремлением оставить похоть плоти, которая отрывает человека от Творца, а как следствие, идет отрыв всего тварного мира от Вседержителя.
Со входом происходит снова единение, возрождение и обновление сотворенного, в противоположность распаду его в грехе и смерти.