Ночь на втор­ник Иисус Хри­стос про­вел так­же в Вифа­нии, и во втор­ник утром опять при­шел во храм Иеру­са­лим­ский и мно­го учил во хра­ме и вне хра­ма (Мф.24:1). Пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны, слы­ша прит­чи Его и по­ни­мая, что Он о них го­во­рит, ста­ра­лись схва­тить Его и убить. Но на­пасть на Него от­кры­то бо­я­лись на­ро­да, ко­то­рый по­чи­тал Его за про­ро­ка (Мф.21:46), был в вос­хи­ще­нии от уче­ния Его (Мк.11:18), по­слу­ша­ше Его в сла­дость (Мк.12:37).

Из Еван­гель­ских на­став­ле­ний, про­из­не­сен­ных Иису­сом Хри­стом во втор­ник, Цер­ковь из­бра­ла для на­зи­да­ния ве­ру­ю­щих в этот день пре­иму­ще­ствен­но прит­чу о де­ся­ти де­вах, как осо­бен­но при­лич­ную вре­ме­ни Ве­ли­кой сед­ми­цы, в ко­то­рую нам наи­бо­лее долж­но бодр­ство­вать и мо­лить­ся.

Втор­ник ве­ли­чай­ший дев де­сять но­сит:
По­бе­ду но­ся­щих неумыт­но­го Вла­ды­ки.

Так на­чи­на­ет­ся си­нак­сарь на Ве­ли­кий Втор­ник. Прит­чей о де­ся­ти де­вах Цер­ковь вну­ша­ет все­гдаш­нюю го­тов­ность к сре­те­нию небес­но­го Же­ни­ха це­ло­муд­ри­ем, ми­ло­сты­ней и неот­ла­га­тель­ным со­вер­ше­ни­ем про­чих бла­гих де­я­ний, изо­бра­жа­е­мых под име­нем елея, при­го­тов­лен­но­го муд­ры­ми де­ва­ми. «Це­ло­муд­рие вы­со­ко, – го­во­рит Цер­ковь, – но со­хра­ня­ю­щий оное да не небре­жет и о дру­гих доб­ро­де­те­лях, па­че же о ми­ло­стыне, ко­то­рою све­ща це­ло­муд­рия про­све­ща­ет­ся». Муд­рые де­вы при­ло­жи­ли к дев­ству мно­гий и бо­га­тый елей ми­ло­сты­ни, юро­ди­вые же име­ли од­но це­ло­муд­рие, не имея дру­гих доб­ро­де­те­лей, а осо­бен­но ми­ло­сер­дия. В ночь на­сто­я­щей жиз­ни за­дре­ма­ли все и усну­ли. В пол­ночь раз­дал­ся клик: се же­них гря­дет. Муд­рые при­го­то­ви­ли све­тиль­ни­ки свои и во­шли с Же­ни­хом на брак и две­ри за­тво­ри­лись. По­сле при­хо­дят и юро­ди­вые, ко­то­рые, не имея у се­бя го­то­во­го елея, хо­ди­ли ку­пить его в час при­ше­ствия Же­ни­ха. Гос­по­ди, Гос­по­ди, во­пи­ют они, от­вер­зи нам, но Он от­ве­ча­ет: не вем вас. Со­об­раз­но с прит­чей о де­ся­ти де­вах, пре­иму­ще­ствен­но из­бран­ной для на­зи­да­ния ве­ру­ю­щих в Ве­ли­кий Втор­ник, Цер­ковь и в сво­их свя­щен­ных пес­но­пе­ни­ях в этот день по­буж­да­ет нас к ис­прав­ле­нию на­ше­го по­ве­де­ния и це­ло­муд­рию, осо­бен­но пред­став­ле­ни­ем вне­зап­но­го при­ше­ствия Хри­сто­ва су­дить жи­вых и мерт­вых.

Еван­гель­скую прит­чу о де­ся­ти де­вах Цер­ковь при­во­дит на па­мять в на­зи­да­ние нам, пре­иму­ще­ствен­но в Ве­ли­кий Втор­ник, с древ­них вре­мен. О ней упо­ми­на­ет в этот день св. Ис­и­дор Пе­лу­сиот, жив­ший в на­ча­ле 5 ве­ка. В 8 ве­ке Кось­ма Ма­и­ум­ский на­пи­сал для Ве­ли­ко­го Втор­ни­ка дву­пес­нец, сей­час ис­пол­ня­е­мый Цер­ко­вью на утре­ни в этот день.

На утре­ни в Ве­ли­кий Втор­ник Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет о зло­бе пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин иудей­ских про­тив Иису­са Хри­ста. Фа­ри­сеи со­вет вос­при­я­ша, яко да обо­льстят его сло­вом, во еже пре­да­ти Его на­чаль­ству (Лк.20:20), не пред­став­ляя при сво­ем ду­хов­ном ослеп­ле­нии, что над ни­ми ис­пол­нят­ся сло­ва про­ро­ка: и па­де в яму, юже со­де­ла. Итак, при­тво­ря­ясь пра­вед­ни­ки бы­ти, при­сту­па­ют к Иису­су Хри­сту с раз­ны­ми ко­вар­ны­ми, ис­ку­си­тель­ны­ми во­про­са­ми, сна­ча­ла фа­ри­сеи, ко­то­рые по­ла­га­ли, что иудеи как на­род Бо­жий долж­ны в от­ли­чие от языч­ни­ков, пла­тить дань толь­ко Бо­гу в Его храм, по­том иро­ди­ане, утвер­ждав­шие, что долж­но пла­тить по­дать ке­са­рю, от ко­то­ро­го Ирод по­лу­чил свою власть. Фа­ри­сеи с иро­ди­а­на­ми спра­ши­ва­ли Гос­по­да: до­стой­но ли есть да­ти кин­сон ке­са­ре­ви или ни? Но слы­шав­ше бо­же­ствен­ный от­вет Спа­си­те­ля, ди­ви­ша­ся: и остав­ль­ше его оты­до­ша. В тот же день при­сту­пи­ли к Нему сад­ду­кеи, иже гла­го­лют не бы­ти вос­кре­се­нию мерт­вых, и спро­си­ли Гос­по­да о си­ле су­пру­же­ско­го за­ко­на ужи­че­ства по вос­кре­се­нии мерт­вых. И слы­шав­ше на­ро­ди от­вет Гос­по­да див­ля­ху­ся о уче­нии его. Фа­ри­сеи слы­шав­ше, как по­сра­ми сад­ду­кеи, со­бра­ша­ся вку­пе на Гос­по­да и на Хри­ста, и спра­ши­ва­ли: кая за­по­ведь боль­ши есть в за­коне? Но Гос­подь сво­им бо­же­ствен­ным от­ве­том и во­про­сом о Хри­сте: кий есть Сын? об­ли­чил, по­сра­мил их неве­де­ние и упор­ство и со­вер­шен­но за­гра­дил уста лу­кав­ству­ю­щих, так что ни­кто же мо­жа­ше от­ве­ща­ти Ему сло­ве­се: ни­же сме­я­ше кто от то­го дне во­про­си­ти Его.

Ви­дя край­нее огру­бе­ние, ли­це­ме­рие и без­за­ко­ние книж­ни­ков и фа­ри­се­ев, Иисус Хри­стос про­из­нес на них к на­ро­ду и уче­ни­кам сво­им силь­ную об­ли­чи­тель­ную речь, в ко­то­рой, мно­го­крат­но взы­вая к ним: го­ре вам, книж­ни­цы и фа­ри­сеи ли­це­ме­ры, на­зы­вал их людь­ми, ко­то­рые гла­го­лют и не тво­рят: воз­ла­га­ют бре­ме­ни, тяж­ка на пле­ща че­ло­ве­че­ски, пер­стом же сво­им не хо­тят двиг­ну­ти их: вся же де­ла своя тво­рят, да ви­ди­ми бу­дут; лю­бят прежде­воз­ле­га­ния на ве­че­рях, пре­жде­се­да­ния на сон­ми­щах, це­ло­ва­ния на тор­жи­щах и зва­ти­ся от че­ло­век, учи­те­лю, учи­те­лю: ко­то­рые за­тво­ря­ют цар­ствие небес­ное пред че­ло­ве­ка и са­ми не вхо­дят: ко­то­рые сне­да­ют до­мы вдо­виц: пре­хо­дят мо­ре и су­шу со­тво­ри­ти еди­на­го при­шель­ца, и тво­рят его сы­на ге­ен­ны су­гу­бей­ша се­бя; ко­то­рые суть во­жди сле­пии и буи, оцеж­да­ю­щии ко­ма­ры, велъ­блю­ды же по­жи­ра­ю­ще; очи­ща­ю­щие внеш­нее, внут­ри же пол­ни хи­ще­ния и неправ­ды, ли­це­ме­рия и без­за­ко­ния; ко­то­рые суть змия по­рож­де­ния ехид­но­ва. По­сле этих силь­ных об­ли­че­ний Гос­подь угро­жал Иеру­са­ли­му за­пу­сте­ни­ем, пред­ска­зы­вая иуде­ям, как не има­те Мене ви­де­ти от­се­ле, дон­де­же ре­че­те: бла­го­сло­вен гря­дый во имя Гос­подне (Мф.22:15-23, 39). На Ли­тур­гии в Ве­ли­кий Втор­ник Цер­ковь про­дол­жа­ет бла­го­вест­во­вать про­по­ведь, на­ча­тую в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии Ве­ли­ко­го По­не­дель­ни­ка. О дни же и ча­се вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва и кон­чи­ны ве­ка ни­кто же весть ток­мо Отец мои един. Те­че­ние обык­но­вен­ных дел не пре­кра­тит­ся. Бди­те убо яко неве­сте в кий час Гос­подь ваш при­и­дет. Бла­жен раб, его же при­шед гос­по­дин его, об­ря­щет бдя­ща! Свою бе­се­ду о днях за­пу­сте­ния Иеру­са­ли­ма и кон­чине ми­ра Гос­подь за­клю­ча­ет прит­ча­ми о де­ся­ти де­вах и о вве­рен­ных нам от бо­га та­лан­тах, в упо­треб­ле­нии ко­то­рых Гос­подь неко­гда по­тре­бу­ет от нас от­че­та, по­учая си­ми прит­ча­ми непре­стан­но­му ду­хов­но­му бодр­ство­ва­нию для неопу­сти­тель­но­го ис­пол­не­ния во­ли Бо­жи­ей и для по­сто­ян­ных ожи­да­ний вне­зап­но­го слав­но­го при­ше­ствия Гос­по­да на суд, упо­треб­ле­ние да­ро­ван­ных нам от Бо­га сил к сла­ве Его и бла­гу ближ­них. Упо­мя­нув в прит­чах о по­след­нем сво­ем при­ше­ствии на все­об­щий суд, Гос­подь пред­воз­ве­ща­ет и о том, что Он про­из­не­сет этот Страш­ный суд над ми­ром. Окон­чив вся сло­ве­са Своя, Гос­подь объ­яв­ля­ет уче­ни­кам: ве­сте, как по двою дню Пас­ха бу­дет, и Сын че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет на про­пя­тие (Мф.24:36-26, 2).