В Ве­ли­кий Пя­ток со­вер­ши­лись и вос­по­ми­на­ют­ся Цер­ко­вью свя­тые, спа­си­тель­ные и страш­ные стра­да­ния и смерть Гос­по­да Иису­са Хри­ста, нас ра­ди во­лей Им пре­тер­пен­ные. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Пят­ни­цу на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Жи­вый еси, Бо­же, ты, и умерщ­влен­ный на дре­ве:
О мерт­ве­че на­гий, и Бо­га жи­ва­го Сло­ве.
За­клю­чен­ная от­вер­зе едем­ская вра­та:
Вло­жив раз­бой­ник ключ, еже по­мя­ни мя.

Со­вер­шая в Ве­ли­кую Пят­ни­цу «по­сле­до­ва­ние свя­тых и спа­си­тель­ных стра­стей Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста», Пра­во­слав­ная Цер­ковь в этот Ве­ли­кий день все вре­ме­на свя­щен­ных со­бы­тий спа­се­ния ми­ра озна­ме­но­ва­ла бо­го­слу­же­ни­ем, – вре­мя взя­тия Спа­си­те­ля в са­ду Геф­си­ман­ском и осуж­де­ния Его ар­хи­ере­я­ми и ста­рей­ши­на­ми на стра­да­ния и смерть (Мф.27:1) – бо­го­слу­же­ни­ем утре­ни; вре­мя ве­де­ния Спа­си­те­ля на суд к Пи­ла­ту – бо­го­слу­же­ни­ем пер­во­го ча­са (Мф.27:2); вре­мя осуж­де­ния Гос­по­да на су­де у Пи­ла­та – со­вер­ше­ни­ем тре­тье­го ча­са; вре­мя Крест­ных стра­да­ний Хри­ста – ше­стым ча­сом; вре­мя смер­ти – де­вя­тым ча­сом; а сня­тие те­ла Хри­сто­ва со кре­ста – ве­чер­нею.

Утре­ня

На утрен­нем бо­го­слу­же­нии в Ве­ли­кую Пят­ни­цу Цер­ковь тор­же­ствен­но про­из­но­сит бла­го­ве­стие о стра­да­ни­ях и смер­ти Бо­го­че­ло­ве­ка, раз­де­лен­ное на 12 чте­ний Еван­гель­ских, на­зы­ва­е­мых страст­ны­ми Еван­ге­ли­я­ми.

Чте­ние 12 Еван­ге­лий в Ве­ли­кую Пят­ни­цу ве­дет на­ча­ло свое от пре­да­ния апо­столь­ско­го. О чте­нии 12 страст­ных Еван­ге­лий в Ве­ли­кую Пят­ни­цу упо­ми­на­ет св. Иоанн Зла­то­уст. Он го­во­рит: «Иудеи на­па­да­ют с неистов­ством на Иису­са Хри­ста, и са­ми по се­бе му­чат Его, свя­зы­ва­ют, от­во­дят, де­ла­ют­ся ви­нов­ни­ка­ми обид, на­не­сен­ных во­и­на­ми, при­гвож­да­ют ко кре­сту, уко­ря­ют, на­сме­ха­ют­ся. Пи­лат здесь ни­че­го не при­со­еди­нял со сво­ей сто­ро­ны: они са­ми все де­ла­ют. И сие у нас про­чи­ты­ва­ет­ся, ко­гда бы­ва­ем все в со­бра­нии, дабы не ска­за­ли нам языч­ни­ки: вы по­ка­зы­ва­е­те на­ро­ду толь­ко бли­ста­тель­ное и слав­ное, на­при­мер, зна­ме­ния и чу­де­са, а по­зор­ное скры­ва­е­те. Бла­го­дать Св. Ду­ха так устро­и­ла, что все сие про­чи­ты­ва­ет­ся у нас во все­на­род­ный празд­ник, – имен­но в Ве­ли­кий ве­чер Пас­хи (т. е. в Пят­ни­цу Страст­ной сед­ми­цы), ко­гда му­жи и же­ны пред­сто­ят в ве­ли­ком мно­же­стве; ко­гда сте­ка­ет­ся це­лая все­лен­ная: то­гда?то про­по­ве­ду­ет­ся сие гром­ким гла­сом; и при та­ком?то все­на­род­ном чте­нии и про­по­ве­ди мы ве­ру­ем, что Хри­стос есть Бог».«Ныне все мы, го­во­рил св. Иоанн Да­мас­кин в Ве­ли­кий Пя­ток, со­бра­лись по­слу­шать о кре­сте, на­пол­ня­ем цер­ковь, тес­ним друг дру­га, по­те­ем и из­ну­ря­ем се­бя».

Со­глас­но с древним обы­ча­ем, чте­ние страст­ных 12 Еван­ге­лий бы­ва­ет сре­ди хра­ма и ве­ру­ю­щих. В 1 Еван­ге­лии, бо­лее про­дол­жи­тель­ном, неже­ли про­чие, чи­та­ет­ся по­след­няя уте­ши­тель­ная бе­се­да, ко­то­рою Гос­подь, от­хо­дя на стра­да­ния и смерть, про­из­нес в уте­ше­ние и на­став­ле­ние уче­ни­ков Сво­их, и хо­да­тай­ствен­ная мо­лит­ва Его о них и всех ве­ру­ю­щих в Него (Ин.13:31-18, 1). В бе­се­де Гос­подь, на­зы­вая пе­чаль­ных уче­ни­ков сво­их ча­да­ми, дру­зья­ми, воз­люб­лен­ны­ми, из­бран­ны­ми от ми­ра уче­ни­ка­ми, на­зи­дал и уте­шал их изо­бра­же­ни­ем им сво­е­го бо­же­ствен­но­го еди­но­су­щия с Бо­гом От­цом. Да не сму­ща­ет­ся серд­це ва­ше, ве­руй­те в Бо­га, и в мя ве­руй­те. Аз семь путь и ис­ти­на и жи­вот: ни­кто же при­и­дет к От­цу, ток­мо Мною. Ви­де­вый Мене, ви­де От­ца, яко Аз в От­це, и Отец во Мне есть. Гла­го­лы, яже Аз гла­го­лю вам, о Се­бе не гла­го­лю: Отец же во Мне пре­бы­ва­яй, той тво­рит де­ла. Вся, ели­ка имать Отец, Моя суть. Изы­дох от Отца, и при­и­дох в мир: и па­ки остав­ляю мир, и иду к От­цу.

Гос­подь на­зи­дал и уте­шал уче­ни­ков Сво­их и Сво­им бла­го­дат­ным еди­не­ни­ем с ни­ми, и спа­си­тель­ной к ним лю­бо­вью, и обе­ща­ни­ем им все­гдаш­не­го бла­го­во­ли­тель­но­го со­дей­ствия им Св. Тро­и­цы, без ко­то­ро­го они не мо­гут тво­рить ни­че­го. Аминь, аминь гла­го­лю вам: ве­ру­яй в Мя, де­ла, яже Аз тво­рю, и той со­тво­рит, и болъ­ша сих со­тво­рит. И еже аще что про­си­те от От­ца во имя Мое, то со­тво­рю. Аз умо­лю От­ца, и ино­го Уте­ши­те­ля даст вам, да бу­дет с ва­ми в ве­ка. Дух ис­ти­ны, его же мир не мо­жет при­я­ти, яко не ви­дит его, ни­же зна­ет его: вы же зна­е­те его, яко в вас пре­бы­ва­ет и в вас бу­дет. Не остав­лю вас си­ры: при­и­ду к вам. Име­яй за­по­ве­ди Моя и со­блю­да­ли их, то есть лю­бяй Мя; а лю­бяй Мя, воз­люб­лен бу­дет От­цем Мо­им: и Аз воз­люб­лю его, и яв­лю­ся ему Сам. И Отец Мой воз­лю­бит его, и к нему при­и­дем, и оби­тель у него со­тво­рим. Мир остав­ляю вам, мир Мой даю вам. Бу­ди­те во Мне и Аз в вас: и иже бу­дет во мне, и Аз в нем, той со­тво­рит плод мног. Яко без Мене не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же. Вас ре­кох дру­ги, яко вся, яже слы­шах от От­ца Мо­е­го, ска­зах вам. Егда же при­и­дет Уте­ши­тель, его же Аз по­слю вам от От­ца, Дух ис­ти­ны, иже от От­ца ис­хо­дит, той сви­де­тель­ству­ет о Мне: и вы же сви­де­тель­ству­е­те, яко ис­ко­ни со Мною есте. Сам Отец лю­бит вы, яко Аз от Бо­га изы­дох. В ми­ре скорб­ны бу­де­те: но дер­зай­те, Аз по­бе­дих мир.

Уте­шал Гос­подь сво­их уче­ни­ков и выс­ши­ми спа­си­тель­ны­ми бла­га­ми Сво­е­го от них от­ше­ствия. Иду уго­то­ва­ти ме­сто вам, па­ки при­и­ду и пой­му вы к Се­бе: да иде­же есмь Аз и вы бу­де­те. Еще ма­ло, и мир кто­му не увы­дит Мене, вы же уви­ди­те Мя: яко Аз жи­ву и вы жи­ви бу­де­те. В той день ура­зу­ме­е­те вы, яко Аз во От­це Мо­ем, и вы во Мне, яко Аз в вас. Аще бысте лю­би­ли Мя, воз­ра­до­ва­ли­ся бысте убо, яко рех: иду к От­цу. Уне (луч­ше) есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Уте­ши­тель не при­и­дет к вам: аще ли же иду, по­слю его к вам. Егда же при­и­дет он, на­ста­вит вы на вся­ку ис­ти­ну, и гря­ду­щая воз­ве­стит вам: он Мя про­сла­вит. Вы пе­чаль­ни бу­де­те, но пе­чаль ва­ша в ра­дость бу­дет. И вы же пе­чаль има­те убо ныне: па­ки же узрю вы, и воз­ра­ду­ет­ся серд­це ва­ше, и ра­до­сти ва­шея ни­кто же воз­мет от вас. При­и­дет час, егда кто­му в прит­чах не гла­го­лю вам, но яве о От­це воз­ве­щу вам. Гос­подь уте­шал сво­их уче­ни­ков пред­ска­за­ни­ем, что за бо­же­ствен­ное из­бра­ние их от ми­ра по­стиг­нут их в ми­ре скор­би. Аще мир вас воз­не­на­ви­дит, ве­ди­те, яко Мене преж­де вас воз­не­на­ви­де. Аще от ми­ра бысте бы­ли, мир убо свое лю­бил бы: яко­же от ми­ра несте, но Аз из­брах вы от ми­ра, се­го ра­ди нена­ви­дит вас мир. По­ми­най­те сло­во, еже рех вам: несть раб бо­лий Гос­по­да сво­е­го. Аще мене из­гна­ша, и вас изжде­нут. Но сия вся тво­рят вам за имя Мое, яко неве­дят по­слав­ша­го Мя. От сон­мищ изжде­нут вы: но при­и­дет час, да всяк, иже уби­ет вы, воз­мнит­ся служ­бу при­но­си­ти Бо­гу. И сия тво­рят, яко не по­зна­ша От­ца, ни Мене, но да сбу­дет­ся сло­во, пи­сан­ное в за­коне их, яко воз­не­на­ви­де­ша Мя ту­ше.

В от­но­ше­нии к се­бе са­мим, Гос­подь вну­шал сво­им уче­ни­кам: но­вую за­по­ведь даю вам, да лю­би­те друг дру­га: яко­же воз­лю­бих вы. О семь ура­зу­ме­ют ecu, яко вы Мои уче­ни­цы есте, аще лю­бовь има­те меж­ду со­бою.

По­след­нюю уте­ши­тель­ную бе­се­ду Гос­по­да с уче­ни­ка­ми, быв­шую на пу­ти в Геф­си­ма­нию, Цер­ковь окан­чи­ва­ет чте­ни­ем хо­да­тай­ствен­ной мо­лит­вы Его об уче­ни­ках и всех ве­ру­ю­щих, чтобы Бог Отец про­сла­вил в них Сы­на Бо­жия – сла­вою, юже имел Он преж­де мир не бысть; про­сла­вил в них Сы­на Бо­жия рас­про­стра­не­ни­ем ис­тин­но­го и спа­си­тель­но­го Бо­го­по­зна­ния в ми­ре; со­блю­де­ни­ем ве­ру­ю­щих от непри­яз­ни; освя­ще­ни­ем их во ис­ти­ну, ко­то­рая есть Сло­во Бо­жие; еди­не­ни­ем их меж­ду со­бою и с Бо­гом для утвер­жде­ния ве­ры в ми­ре в Бо­же­ствен­ное по­слан­ни­че­ство Сы­на Бо­жия: да ecu еди­но бу­дут, яко же Ты, От­че, во Мне, и Аз в Те­бе, да и тии в Нас еди­но бу­дут: да и мир ве­ру имет, яко Ты Мя по­слал ecu, и воз­лю­бил ecu их, яко­же Мене воз­лю­бил ecu; на­ко­нец, веч­ным бла­жен­ным пре­бы­ва­ни­ем их с Гос­по­дом: да иде­же семь Аз, и тии бу­дут со Мной.

Чте­ния страст­ных Еван­ге­лий пред­ва­ря­ют­ся и со­про­вож­да­ют­ся пе­ни­ем: «Сла­ва дол­го­тер­пе­нию Тво­е­му, Гос­по­ди». Дей­стви­тель­но, дол­го­тер­пе­ние Его бы­ло чрез­вы­чай­но, стра­да­ния страш­ны. По сло­вам Церк­ви и св. Иоан­на Зла­то­усто­го, во вре­мя страш­ных и спа­си­тель­ных стра­да­ний Гос­по­да, каж­дый член св. пло­ти Его «пре­тер­пел бес­че­стие нас ра­ди: гла­ва от тер­но­во­го вен­ца и тро­сти ли­це от уда­ров и за­пле­ва­ний; ла­ни­ты от за­у­ше­ний; уста от под­не­се­ния оц­та, сме­шан­но­го с жел­чию; уши от ху­ле­ний зло­че­сти­вых; пле­чи от би­е­ния; дес­ни­ца от тро­сти, ко­то­рую да­ли дер­жать Ему вме­сто ски­пет­ра; ру­ки и но­ги от гвоз­дей; реб­ра от ко­пья; все те­ло от об­на­же­ния, би­че­ва­ния, оде­я­ния хла­ми­дою, при­твор­но­го по­кло­не­ния и рас­пя­тия на Кре­сте». «Днесь вен­цем от тер­ния об­ла­га­ет­ся – царь Ан­ге­лов: в лож­ную баг­ря­ни­цу об­ла­ча­ет­ся – оде­ва­яй небо об­ла­ка; за­у­ше­ния при­ем­лет Сво­бо­ди­вый Ада­ма во Иор­дане; гвоз­дя­ми при­гвож­ден Же­них Церк­ви: ко­шем про­бо­ден Сын Де­вы; ви­сит на дре­ве По­ве­си­вый зем­лю на во­дах. Сия гла­го­лет Гос­подь иуде­ям: лю­дие Мои, что со­тво­рих вам; или чим сту­жах вам; слеп­цы ва­ши про­све­тих, про­ка­жен­ныя очи­стих, му­жа су­ща на од­ре вос­ста­вих. Лю­дие Мои, что со­тво­рих вам: и что Ми воз­да­е­те; за ман­ну – желчь; за во­ду – оцет; за еже лю­би­ти Мя – ко Кре­сту Мя при­гвоз­ди­сте. Кто­му не стерп­лю про­чее, при­зо­ву Моя язы­ки, и тии Мя про­сла­вят со От­цом и Ду­хом: и Аз им да­рую жи­вот веч­ный. По­кла­ня­ем­ся страс­тем Тво­им, Хри­сте».

Каж­дое чте­ние Еван­ге­лия воз­ве­ща­ет­ся бла­го­ве­стом и при каж­дом чте­нии пред­сто­я­щие за­жи­га­ют све­тиль­ни­ки: это зна­ме­на­тель­но ука­зы­ва­ет на тор­же­ство и сла­ву, со­про­вож­дав­шие Сы­на Бо­жия и во вре­мя край­не­го Его уни­же­ния сре­ди по­ру­га­ния и стра­да­ний, и сви­де­тель­ству­ю­щее о Его вы­со­чай­шей свя­то­сти и Бо­же­стве. Гос­подь, идя на доб­ро­воль­ные стра­да­ния и смерть, Сам пред­рек: ныне про­сла­ви­ся Сын че­ло­ве­че­ский, и Бог про­сла­ви­ся о Нем. Аще Бог про­сла­ви­ся о Нем, и Бог про­са­а­вит Его в Се­бе, и абие про­сла­вит (Ин.13:31-32), т. е. «вме­сте с кре­стом», го­во­рит Зла­то­уст. Стра­да­ния Гос­по­да за гре­хи на­ши бы­ли сколь­ко тяж­ки, столь­ко же и слав­ны для Гос­по­да. Вра­ги идут взять Его на стра­да­ния и смерть, – и па­да­ют пред Его Бо­же­ствен­ным все­мо­гу­ще­ством, и ис­це­ля­ют­ся от ран. Они злоб­ству­ют про­тив Спа­си­те­ля, но Его невин­ность и вы­со­чай­шая свя­тость тор­же­ству­ют над их ослеп­лен­ной зло­бой. Те, ко­то­рые или по стра­ху, или ко­ры­сто­лю­бию от­рек­лись Гос­по­да, грех свой про­тив Него ис­по­ве­ду­ют или сле­за­ми рас­ка­я­ния, или смер­тью от­ча­я­ния, ап. Петр свое от­ре­че­ние от Хри­ста омы­ва­ет горь­ки­ми сле­за­ми чи­сто­сер­деч­но­го рас­ка­я­ния. Иуда пре­да­тель, ви­дя, что Гос­подь осуж­ден на смерть, пре­да­ет­ся от­ча­я­нию и воз­вра­ща­ет 30 среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам, го­во­ря: со­гре­ших, пре­дав кровь непо­вин­ную. Пер­во­свя­щен­ни­ки, вме­сто вся­ко­го уте­ше­ния че­ло­ве­ку, им по­слу­жив­ше­му, толь­ко уве­ли­чи­ва­ют от­ча­я­ние его и яв­ля­ют свою сла­бость и нере­ши­тель­ность пред ис­ти­ною, ска­зав­ши Иуде: что есть нам; ты узри­ши. «Не сло­ва ли это тех, ко­то­рые са­ми сви­де­тель­ству­ют о сво­ем зло­дей­стве и безу­мии, при­кры­вая се­бя бес­смыс­лен­ною ли­чи­ною при­твор­но­го неве­де­ния?» От­ча­ян­ный Иуда по­верг среб­ре­ни­ки в церк­ви, шед уда­ви­ся. А среб­ре­ни­ки, как це­на кро­ви, по со­ве­ту пер­во­свя­щен­ни­ков, не удо­сто­е­ны в каз­ну цер­ков­ную. «По­ни­ма­ешь ли, – го­во­рит св. Зла­то­уст, – как они осуж­да­ют­ся сво­ею со­ве­стью? Са­ми ви­дят, что ку­пи­ли убий­ство, и по­се­му не по­ло­жи­ли в кор­ван».

Но как по­бе­до­нос­но и слав­но тор­же­ству­ет бо­же­ствен­ная свя­тость Иису­са Хри­ста у Пи­ла­та, при усиль­ных об­ви­не­ни­ях Гос­по­да от пер­во­свя­щен­ни­ков, книж­ни­ков и ста­рей­шин, при гром­ких вы­кри­ках обо­льщен­но­го на­ро­да, тре­бо­вав­ших смер­ти Гос­по­ду! Пи­лат зна­ет, что Хри­ста пре­да­ша за­ви­сти ра­ди (Мф.27:18), и го­во­рит на­ро­ду иудей­ско­му, их пер­во­свя­щен­ни­кам и на­чаль­ни­кам: при­ве­до­сте ми че­ло­ве­ка се­го, яко раз­вра­ща­ю­ща лю­ди: и се Аз пред ва­ми ис­тя­зав ни еди­ные об­ре­таю в че­ло­ве­це сем ви­ны, яже нан ва­ди­те, ни Ирод по­слах бо Его к нему, и се ни­что­же до­стой­но смер­ти со­тво­ре­но есть о Нем (Лк.23:14-15). Же­на Пи­ла­та про­сит его не де­лать зла Иису­су Хри­сту: ни­что­же те­бе и пра­вед­ни­ку то­му: мно­го бо по­стра­дах днесь во сне Его ра­ди. На­ко­нец Пи­лат по­сле мно­го­крат­ных объ­яв­ле­ний пред всем на­ро­дом об Иису­се Хри­сте, что Он ни­ка­кой ви­ны не име­ет, и сви­де­тель­ствуя о свя­то­сти Гос­по­да все­на­род­но, умы­ва­ет ру­ки пред на­ро­дом и го­во­рит: не по­ви­нен есмь от кро­ве пра­вед­но­го се­го, вы узри­те.

Бо­го­че­ло­век на кре­сте; один из рас­пя­тых с Ним раз­бой­ни­ков, об­ли­чая дру­го­го за бо­го­хуль­ные сло­ва, ис­по­ве­ду­ет Иису­са Хри­ста Гос­по­дом, Его невин­ность и Бо­же­ство. На­ко­нец, для сла­вы рас­пя­то­го сле­ду­ют од­но за дру­гим страш­ные зна­ме­ния, воз­ве­щав­шие об ис­ку­пи­тель­ных стра­да­ни­ях и смер­ти свя­тых Свя­тей­ше­го и вра­зум­ляв­шие рас­пи­на­те­лей (1Кор.2:8). Цер­ковь гла­го­лет: «Вся тварь из­ме­ня­ше­ся стра­хом, зря­щи Тя на кре­сте ви­си­ма, Хри­сте, солн­це омра­ча­ше­ся и зем­ли ос­но­ва­ния со­тря­са­ху­ся, вся со­стра­да­ху Со­здав­ше­му вся». В хра­ме Иеру­са­лим­ском за­ве­са раз­ди­ра­ет­ся на­двое, по­ка­зы­вая, что со смер­тью крест­ной все­мир­ной Жерт­вы на­стал ко­нец древ­ней ски­нии и от­крыл­ся всем путь в са­мое свя­ти­ли­ще (Евр.9:8).

Сот­ник и быв­шие с ним для стра­жи при рас­пя­тых, ви­дя все про­ис­хо­див­шее, про­слав­ля­ют Бо­га и ис­по­ве­ду­ют рас­пя­то­го Хри­ста: во ис­ти­ну Бо­жий Сын бе сей. Впо­след­ствии этот сот­ник, как го­во­рит пре­да­ние, со­вер­шил му­че­ни­че­ский по­двиг за Иису­са Хри­ста. И весь на­род, со­шед­ший­ся смот­реть рас­пя­тых, воз­вра­ща­ет­сяг бия се­бя в грудь и вы­ра­жая свое за­блуж­де­ние и со­кру­ше­ние. Так ве­ли­ка бы­ла сла­ва рас­пя­то­го и в со­сто­я­нии Его край­не­го уни­же­ния, сре­ди са­мых страш­ных стра­да­нии и смер­ти Его! Так ис­пол­ни­лись про­ро­че­ствен­ные сло­ва Гос­по­да: егда воз­не­се­те Сы­на че­ло­ве­че­ско­го, то­гда по­зна­е­те, яко Аз есмь (Ин.8:28), т. е. «ко­гда рас­пне­те Ме­ня, – объ­яс­ня­ет св. Зла­то­уст, – и по­ду­ма­е­те, что уже по­бе­ди­ли Ме­ня: то­гда осо­бен­но узна­е­те Мою си­лу»

Ча­сы в Ве­ли­кую Пят­ни­цу

Ча­сы в Ве­ли­кую Пят­ни­цу со­вер­ша­ют­ся пер­вый, тре­тий, ше­стой к де­вя­тый, и на­зы­ва­ют­ся цар­ски­ми, по­то­му что пер­во­на­чаль­но они от­прав­ля­лись в при­двор­ной церк­ви, с про­воз­гла­ше­ни­ем ца­рям мно­го­ле­тия, ко­то­рое до­се­ле бы­ва­ет на ча­сах в на­ве­че­рия празд­ни­ков Рож­де­ства и Кре­ще­ния Хри­сто­ва, и в Ве­ли­кую Пят­ни­цу.

На пер­вом ча­се вос­по­ми­на­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но со­бы­тия геф­си­ман­ской но­чи: взя­тие Иису­са, рас­се­я­ние уче­ни­ков и по­сту­пок Пет­ра. По­сле обыч­но­го (5) на пер­вом ча­се псал­ма про­из­но­сят­ся два про­ро­че­ствен­ные псал­ма о тщет­ном вос­ста­нии кня­зей зем­ных на Гос­по­да и на Хри­ста (Пс.2) и о крест­ных стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля (Пс.21). В па­ре­мии пер­во­го ча­са про­из­но­сит­ся про­ро­че­ство За­ха­рии о пре­да­нии Спа­си­те­ля на стра­да­ния и смерть за 30 среб­ре­ни­ков (Зах.11:10-13). Чте­ни­ем Апо­столь­ски­ми Цер­ковь про­слав­ля­ет спа­си­тель­ную си­лу кре­ста (Гал.6:14-18), а Еван­гель­ским от Мат­фея о пре­да­нии Иису­са Хри­ста на суд Пи­ла­ту, о стра­да­ни­ях, смер­ти и сня­тии Гос­по­да со кре­ста (Мф.27:1-56).

На тре­тьем ча­се Цер­ковь в тро­га­тель­ных пес­нях то уко­ря­ет небла­го­дар­ных иуде­ев; то вос­по­ми­на­ет от­вер­же­ние и рас­ка­я­ние Пет­ра; то жи­во­пи­су­ет удив­ле­ние небес­ных во­инств, взи­ра­ю­щих на ве­нец и баг­ря­ни­цу по­ру­га­ния; то вла­га­ет сло­во жа­ло­сти и невин­но­сти в уста осуж­ден­но­го Ис­ку­пи­те­ля.

Во псал­мах тре­тье­го ча­са Цер­ковь про­из­но­сит про­ро­че­ство о непра­вед­ном су­де на Иису­са Хри­ста (Пс.34) и по­ги­бе­ли пре­да­те­ля. В па­ре­мии чте­ни­ем про­ро­че­ства Ис­айи Цер­ковь пред­став­ля­ет изо­бра­же­ние то­го ве­ли­чай­ше­го Пра­вед­ни­ка, ко­то­рый идет на воль­ную смерть, без­ро­пот­но и бес­пре­ко­слов­но (Ис.50:4-11). Чте­ни­ем Апо­сто­ла рас­кры­ва­ет тай­ну смер­ти Бо­го­че­ло­ве­ка, по­ка­зы­вая ее при­чи­ну, по­буж­де­ние и пло­ды (Рим.5:6-10); Еван­ге­ли­ем от Мар­ка (Мк.15:1-41) бла­го­вест­ву­ет о том же, о чем и на пер­вом ча­се от Мат­фея.

На ше­стом ча­се Цер­ковь оста­нав­ли­ва­ет взор наш на изо­бра­же­нии со­сто­я­ния ду­ши воз­не­сен­но­го на крест и из­не­мо­га­ю­ще­го на нем под тя­же­стью гре­хов на­ших бо­же­ствен­но­го Стра­даль­ца. Во псал­мах это­го ча­са про­из­но­сят­ся про­ро­че­ства о крест­ных стра­да­ни­ях и мо­лит­ве Спа­си­те­ля (Пс.53:39). В па­ре­мии про­ро­че­ством Ис­айи Цер­ковь изо­бра­жа­ет край­нее уни­же­ние Гос­по­да, Ко­е­го вид бес­че­стен, ума­лен па­че всех сы­нов че­ло­ве­че­ских (Ис.52:13-15, 53:1-12, 54:1). Чте­ни­ем Апо­сто­ла Цер­ковь про­по­ве­ду­ет о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия, да смерть упразд­нит иму­ще­го дер­жа­ву смер­ти, си­реч, диа­во­ла, и из­ба­вит сих, ели­цы стра­хом смер­ти чрез все жи­тие по­вин­ни бе­ша ра­бо­те: да ми­ло­стив бу­дет и ве­рен пер­во­свя­щен­ник в тех, яже к Бо­гу, во еже очи­сти­ти гре­хи люд­ския (Евр.2:14-18): а Еван­ге­ли­ем от Лу­ки бла­го­вест­ву­ет о том же (Лк.23:32-49), о чем на 1 и 3 ча­сах.

На де­вя­том ча­се псал­ма­ми изо­бра­жа­ют­ся дей­ствия рас­пнув­ших, ко­то­рые да­ли, го­во­рит про­рок от ли­ца Гос­по­да, в снед мою желчь, и в жаж­ду мою на­по­и­ша мя оц­та, и пред­смерт­ную мо­лит­ву Спа­си­те­ля. Па­ре­мия про­из­но­сит­ся на этом ча­се та же, ка­кая в Ве­ли­кий Чет­вер­ток на 1 ча­се и сим­во­ли­че­ски пред­ре­ка­ет­ся от­мще­ние за смерть Пра­вед­ни­ка. Чте­ни­ем Апо­сто­ла Цер­ковь ука­зы­ва­ет об­нов­лен­ный кров­но путь во Свя­тая (Евр.10:19-31), а Еван­ге­ли­ем от Иоан­на бла­го­вест­ву­ет о том же (Ин.18:28-19, 37).

Ве­чер­ня в Ве­ли­кую Пят­ни­цу

Ве­че­ром в Пят­ни­цу, ко­гда Иисус Хри­стос пре­дал на кре­сте дух Свой Бо­гу От­цу, тай­ные уче­ни­ки Его, Иосиф ари­ма­фей­ский, на­зы­ва­е­мый бла­го­об­раз­ным (Мк.15:43), т. е. зна­ме­ни­тым, и Ни­ко­дим, ис­про­сив поз­во­ле­ние у Пи­ла­та, сня­ли со кре­ста для по­гре­бе­ния Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да (Ин.19:8-40). Вре­мя сня­тия с кре­ста те­ла Гос­под­ня. Пра­во­слав­ная Ка­фо­ли­че­ская Цер­ковь освя­ща­ет в Ве­ли­кую Пят­ни­цу Ве­ли­ким ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем, при ко­то­ром Цер­ковь вос­по­ми­на­ет уже со­вер­шив­ши­е­ся и про­сла­вив­шие Гос­по­да ис­ку­пи­тель­ные Его стра­да­ния и смерть; ибо на кре­сте при­не­се­на за гре­хи жерт­ва Бо­гу и при­об­ре­те­но при­ми­ре­ние Его с на­ми. В пер­вой па­ре­мии на ве­черне Цер­ковь из кни­ги Ис­ход про­из­но­сит сло­ва об об­ре­те­нии бла­го­во­ле­ния Бо­жия Мо­и­се­ем и на­ро­дом и о но­вом обе­то­ва­нии Бо­жи­ем вве­сти из­ра­иль­тян в по­кой и явить на них сла­ву свою па­че всех язык, ели­цы суть на зем­ли, пре­об­ра­зо­ва­тель­но или ду­хов­но ука­зу­ю­щие на суб­бот­ство лю­дем Бо­жи­им, чрез ве­ру во Иису­са Хри­ста – Ис­ку­пи­те­ля ми­ра (Исх.33:11-23; Евр.4:3-10). Во вто­рой па­ре­мии – о бла­го­сло­ве­нии Иова, по­сле пре­терп­лен­ных им тяж­ких ис­пы­та­ний (Иов.42:12-16); в тре­тьей – сло­ва об уни­чи­же­нии и про­слав­ле­нии Гос­по­да, умно­же­ни­ем чад Церк­ви Его (Ис.52:13-53, 1-12, 54:1). Чте­ни­ем Апо­сто­ла – про­по­ве­ду­ет о Хри­сте, Ко­то­рый иуде­ем со­блазн, Ел­ли­ном же безу­мие: са­мим же зван­ным иуде­ем же и Ел­ли­ном Бо­жия си­ла и Бо­жия пре­муд­рость (1Кор.1:23-2, 2); а чте­ни­ем Еван­ге­лия о пре­да­нии Иису­са Хри­ста на стра­да­ния и смерть на су­де у Пи­ла­та, о смер­ти и сня­тии те­ла Гос­по­да с кре­ста (Мф.27:1-38; Лк.23:39-43; Мф.27:39-54; Ин.19:31-37; Мф.27:55-56).

По­сле мо­литв про­ро­че­ских, Апо­столь­ско­го и Еван­гель­ско­го чте­ний о стра­да­ни­ях и смер­ти Иису­са Хри­ста, с бла­го­го­ве­ни­ем вы­но­сит­ся на сре­ди­ну хра­ма св. пла­ща­ни­ца для по­кло­не­ния изо­бра­жен­но­му на ней умер­ше­му Гос­по­ду. За вы­не­се­ни­ем св. пла­ща­ни­цы на сре­ди­ну хра­ма, по окон­ча­нии ве­чер­ни – на по­ве­че­рии по­ет­ся ка­нон о рас­пя­тии Гос­под­нем, вы­ра­жа­ю­щий скорбь Церк­ви и плач Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рой в день сре­те­ния Гос­под­ня во хра­ме иеру­са­лим­ском, в 40-й день по рож­де­нии Спа­си­те­ля, пред­ска­зал пра­вед­ный Си­ме­он: и те­бе же са­мой ду­шу прой­дет ору­жие (Лк.2:35).

Ка­нон о рас­пя­тии Гос­под­нем и на плач Пре­свя­той Де­вы, сей­час ис­пол­ня­е­мый на по­ве­че­рии в Ве­ли­кий Пя­ток, есть тво­ре­ние Си­мео­на Ло­го­фе­та, зна­ме­ни­тей­ше­го пи­са­те­ля цер­ков­но­го, бла­го­че­сти­во­го вель­мо­жи кон­стан­ти­но­поль­ско­го, жив­ше­го в 10 ве­ке, при им­пе­ра­то­рах Льве Пре­муд­ром и Кон­стан­тине, и быв­ше­го со­вет­ни­ком у этих го­су­да­рей как в де­лах во­ин­ских и граж­дан­ских, так и в тру­дах уче­ных.

Бо­го­че­ло­век Ис­ку­пи­тель наш при сво­их внут­рен­них стра­да­ни­ях, ту­жил и скор­бел так глу­бо­ко, что явил­ся к Нему Ан­гел для укреп­ле­ния Его (Лк.22:43). Вла­ды­ка жиз­ни и смер­ти го­во­рил уче­ни­кам Сво­им: при­скорб­на есть ду­ша Моя до смер­ти (Мф.26:38). Же­ны, со­про­вож­дав­шие Гос­по­да на Гол­го­фу, так горь­ко пла­ка­ли и ры­да­ли, что страж­ду­щий Гос­подь уте­шал их: дще­ри иеру­са­лим­ския, – не пла­чи­те­ся о Мне, оба­че се­бе пла­чи­те и чад ва­ших (Лк.23:28). Мог­ла ли Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия оста­вать­ся рав­но­душ­ной и спо­кой­ной, ко­гда взи­ра­ла на невы­ра­зи­мо ужас­ные му­че­ния Сы­на Сво­е­го, пре­бы­вать без пла­ча и ры­да­ний? В это страш­ное вре­мя, во всей си­ле, ис­пол­ни­лось над нею про­ре­че­ние пра­вед­но­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, еще во дни мла­ден­че­ства Иису­со­ва про­из­не­сен­ное к Ней: и те­бе же са­мой ду­шу прой­дет ору­жие (Лк.2:35), – ору­жие неиз­ре­чен­ной скор­би. Эту глу­бо­кую скорбь и плач Ло­го­фет вы­ра­зил в ка­ноне по­ве­че­рия Ве­ли­кой пят­ни­цы.

Ир­мо­сы се­го ка­но­на – те са­мые, ка­кие мы обык­но­вен­но слы­шим при на­ших по­гре­бе­ни­ях и в па­ни­хи­дах, на мо­ги­лах на­ших по­кой­ни­ков. Аг­нец Бо­жий, взем­ляй гре­хи ми­ра, ве­дет­ся к за­ко­ле­нию – на про­пя­тие; во след Его идет на­род мног лю­дей, идут же­ны пла­чу­щие и ры­да­ю­щие; идет и Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия и во­пи­ет к Сы­ну Сво­е­му и Гос­по­ду: «Ка­мо иде­ши, Ча­до? Че­со ра­ди ско­рое те­че­ние со­вер­ша­е­ши? Иду ли с То­бою, Ча­до, или па­че по­жду Те­бе? Даждь ми сло­во, Сло­ве; не мол­ча ми­мо иди Мене, чи­сту со­блю­ды Мя! Ты бо еси Сын и Бог Мой».

«Ви­жду Тя ныне, воз­люб­лен­ное Мое Ча­до и лю­би­мое, на кре­сте ви­ся­ща, и уязв­ля­ю­ся горь­ко серд­цем». Ибо
«Ныне мо­е­го ча­я­ния ра­до­сти и ве­се­лия, Сы­на Мо­е­го и Гос­по­да ли­ше­на бых. Увы мне, бо­лез­ную серд­цем».
«Солн­це неза­хо­ди­мое, Бо­же пре­веч­ный и Твор­че всех тва­рей Гос­по­ди, ка­ко тер­пи­ши страсть на кре­сте?»
«Се Свет мой слад­кий, на­деж­да и жи­вот бла­гий, Бог мой уга­се на кре­сте! Рас­па­ля­ю­ся утро­бою».
«Где Сыне мой и Бо­же, бла­го­ве­ще­ние древ­нее; еже ми Гав­ри­ил гла­го­ла­ше? Ца­ря Тя, Сы­на и Бо­га выш­ня­го на­ри­ца­ше: ныне же ви­жу Тя, Све­те мой слад­кий, на­га и уяз­ве­на мерт­ве­ца».
«Еди­ну на­деж­ду и жи­вот, Вла­ды­ко Сыне мой и Бо­же, во свет очей мо­их ра­ба Твоя имех: ныне же ли­ше­на бых Те­бе, слад­кое мое Ча­до и лю­би­мое. Бо­лез­ни, и скор­би и воз­ды­ха­ния об­ре­то­ша мя, увы мне!»
«Мерт­ва Тя зрю, Че­ло­ве­ко­люб­че, ожи­вив­ша­го мерт­выя, и со­дер­жа­ща вся! Уязв­ля­ю­ся лю­те утро­бою».
«Не из­гла­го­ле­ши ли ра­бе Тво­ей сло­ва, Сло­ве Бо­жий? Не ущед­ри­ши ли, Вла­ды­ко, Те­бе рожд­шую?»
«Из­бав­ля­ли бо­лез­ни, ныне при­и­ми мя с Со­бою, Сыне мой и Бо­же, да сни­ду, Вла­ды­ко, во ад с То­бою и аз; не оста­ви мене еди­ну».
«Сры­дай­те ми и спла­чи­те­ся горь­ко: се бо Свет мой слад­кий, и Учи­тель ваш гро­бу пре­да­ет­ся».
«Ра­дость мне ни­ко­ли­же от­се­ле при­кос­нет­ся: Свет мой и ра­дость моя во гроб зай­де».
«Ду­шев­ную мою язву ис­це­ли ныне, Ча­до мое, – Пре­чи­стая во­пи­я­ше сле­зя­щи: вос­крес­ни и уто­ли мою бо­лезнь и пе­чаль: мо­же­ши бо, Вла­ды­ко, ели­ко хо­ще­ши и тво­ри­ши, аще и по­гребл­ся еси во­лею».

В Ве­ли­кий Пя­ток, в день глу­бо­кой скор­би об от­ня­тии небес­но­го Же­ни­ха на стра­да­ния и смерть, Цер­ковь по­ста­но­ви­ла хра­нить стро­жай­ший пост, пред­пи­сы­вая не есть в Ве­ли­кий Пя­ток всем ве­ру­ю­щим, ис­клю­чая мно­го немощ­ных и пре­ста­ре­лых, не мо­гу­щих пре­бы­вать в та­ком по­сте. О по­сте в Ве­ли­кий Пя­ток в Цер­ков­ном Уста­ве го­во­рит­ся, что он уста­нов­лен по пра­ви­лу апо­столь­ско­му. Кро­ме то­го, в Цер­ков­ном Уста­ве еще ска­за­но: «И пра­виль­ное по­сла­ние свя­тей­ше­го ар­хи­епи­ско­па алек­сан­дрий­ско­го Ди­о­ни­сия яве это пред­по­став­ля­ет». Св. Ди­о­ни­сий, жив­ший в кон­це 3 ве­ка, в сво­ем ка­но­ни­че­ском по­сла­нии го­во­рит: «По­сле вре­ме­ни вос­кре­се­ния Гос­по­да на­ше­го над­ле­жит на­чи­нать празд­не­ство и ве­се­лие, а до то­го по­стом сми­ри­те ду­ши: сие все со­глас­но при­зна­ют. Два дня – Ве­ли­кие Пят­ни­цу и Суб­бо­ту все про­во­дят без пи­щи». Св. Иоанн Да­мас­кин го­во­рит: «По­смот­ри на весь круг все­лен­ной, сколь­ко тут ве­сей, сколь­ко го­ро­дов и мест, сколь­ко лю­дей, сколь­ко ост­ро­вов, сколь­ко рек и мо­рей, сколь­ко мо­рей и по­ко­ле­ний, и вар­вар­ских на­ро­дов? – и все они ныне по­стят­ся ра­ди кре­ста, умерщ­вляя стра­сти си­лою его; а у мно­гих и по про­ше­ствии но­чи по­двиг по­ста не окан­чи­ва­ет­ся».

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:
Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы Вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му?ни­будь дру­го­му, вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми слу­чив­ше­го­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем Вос­кре­се­ние. По­то­му?то и уче­ни­ки рев­ност­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что Он дей­стви­тель­но умер. Вос­кре­се­ние Его име­ло быть под­твер­жда­е­мо всем по­сле­ду­ю­щим вре­ме­нем; меж­ду тем, ес­ли бы смерть Его в то вре­мя бы­ла скры­та и не сде­ла­лась со­вер­шен­но из­вест­ною, то это мог­ло бы по­вре­дить сло­ву о вос­кре­се­нии».

Все дни пре­вос­хо­дит св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Ве­ли­кая сед­ми­ца (Страст­ная) и боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суб­бо­та. Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окон­ча­тель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т. е. по­ко­ем: так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все (де­ло ис­куп­ле­ния), и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успо­ко­ил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном. Бог Сло­во пло­тью снис­хо­дит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1Пет.3:19-20) с есте­ствен­ной и бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем. Но ду­ша Гос­под­ня во аде не бы­ла удер­жа­на, по­доб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве. Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью: но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: «ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на кре­сте». Ис­пы­та­ло Гос­подне те­ло и тле­ние, т. е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и со­вер­шен­ную пор­чу их. Свя­тое те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад со­дро­га­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста, – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень, – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем, как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя.«Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло те­ло Гос­по­да», – го­во­рит св. Иоанн Да­мас­кин.