Дни Ве­ли­кой сед­ми­цы из­древ­ле по­свя­ще­ны Цер­ко­вью каж­дый осо­бо­му вос­по­ми­на­нию и каж­дый на­зы­ва­ет­ся Ве­ли­ким. С Ве­ли­ко­го По­не­дель­ни­ка Цер­ковь про­слав­ля­ет «чест­ные стра­да­ния Гос­по­да, ко­то­рые, яко же све­ти­ла со­вер­шен­на, вос­си­я­ва­ют ми­ру. Хри­стос гря­дет стра­дать бла­го­стью, вся со­дер­жа дла­нию, из­во­ля­ет про­стреть­ся на дре­ве, чтобы спа­сти че­ло­ве­ка. Стра­стей Гос­под­них на­чат­ки на­сто­я­щий день свет­ло­но­сит. При­и­ди­те празд­но­люб­цы, стре­тим пес­ня­ми Со­зда­те­ля, гря­ду­ще­го при­я­ти крест, ис­пы­та­ния и ра­ны. При­и­ди­те очи­щен­ны­ми смыс­лы сше­ству­ем Ему, и срас­пнем­ся, и умерт­вим­ся Его ра­ди жи­тей­ским сла­с­тем».

Со­зер­цая об­раз уни­чи­же­ния и сла­вы Сы­на Бо­жия в про­об­ра­зо­ва­ни­ях вет­хо­за­вет­ных и по­буж­дая нас в ве­ли­кие дни Страст­ной неде­ли пре­иму­ще­ствен­но к це­ло­муд­рен­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни, Цер­ковь в Ве­ли­кий по­не­дель­ник вос­по­ми­на­ет це­ло­муд­рен­но­го Иоси­фа, бывше­го пре­об­ра­зо­ва­ни­ем Иису­са Хри­ста.

Лю­би­мый сын Иа­ко­ва Иосиф из за­ви­сти про­дан был сво­и­ми бра­тья­ми по пло­ти; Иисус Хри­стос, воз­люб­лен­ный Сын От­ца небес­но­го, был пре­дан и осуж­ден на смерть по нена­ви­сти и за­ви­сти иуде­ев, сво­их еди­но­пле­мен­ни­ков. Сын Из­ра­илев, про­дан­ный в Еги­пет, за­клю­ча­ет­ся в тем­ни­цу; осуж­ден­ный на смерть Сын Бо­жий снис­хо­дит в гроб. Непо­сред­ствен­ным дей­стви­ем про­мыс­ла осво­бож­ден­ный из тем­ни­цы Иосиф гос­под­ству­ет над Егип­том; Иисус Хри­стос, по вос­ста­нии Сво­ем из гро­ба, при­ем­лет власть над ми­ром. Иосиф во вре­мя се­ми­лет­не­го го­ло­да пи­тал всех, при­те­кав­ших к нему за хле­бом; Иисус Хри­стос сде­лал­ся для нас небес­ным хле­бом для веч­ной жиз­ни.

Со­зер­цая невин­ные стра­да­ния Иису­са Хри­ста в пре­об­ра­зо­ва­ни­ях вет­хо­за­вет­ных, Цер­ковь в Ве­ли­кий По­не­дель­ник при­во­дит на па­мять нам так­же и бес­плод­ную смо­ков­ни­цу, ко­то­рая по сло­ву Гос­по­да в день на­сто­я­ще­го Ве­ли­ко­го по­не­дель­ни­ка ис­сох­ла. Ве­че­ром то­го же дня, в ко­то­рый Иисус Хри­стос как царь во­шел в Иеру­са­лим, Он уда­лил­ся из Иеру­са­ли­ма в Вифа­нию и там про­вел ночь. Утром на­сто­я­ще­го Ве­ли­ко­го По­не­дель­ни­ка, воз­вра­ща­ясь в го­род, Иисус Хри­стос взал­кал и, уви­дев близ до­ро­ги смо­ков­ни­цу, по­до­шел к ней. Смо­ков­ни­ца по­кры­та бы­ла ли­стья­ми, но на ней пло­дов не бы­ло. Гос­подь ска­зал: да ни­ко­ли­же от те­бе пло­да бу­дет во ве­ки, и абие изе­ше смо­ков­ни­ца – тот­час за­сох­ла (Мф.21:17-22; Мк.11:19-26). Вы­сох­шая смо­ков­ни­ца, по сло­вам Еван­ге­лия, бы­ла для апо­сто­лов зна­ме­на­тель­ной про­по­ве­дью о си­ле ве­ры и мо­лит­вы, без ко­то­рых че­ло­век пе­ред Бо­гом ду­хов­но мертв. Ибо Гос­подь ска­зал им: аминь гла­го­лю вам, аще има­те ве­ру и не усум­ни­те­ся, не ток­мо смо­ков­нич­ное со­тво­ри­те: но аще и го­ре сей ре­че­те: двиг­ни­ся и вер­зи­ся в мо­ре: бу­дет. И вся, ели­ка аще вос­про­си­те в мо­лит­ве ве­ру­ю­ще, при­и­ме­те (Мф.21:21-22). По изъ­яс­не­нию Церк­ви, вы­сох­шая смо­ков­ни­ца зна­ме­ну­ет так­же ли­це­мер­ное сон­ми­ще иудей­ское, у ко­то­ро­го Спа­си­тель не на­шел ис­тин­но­го пло­да, кро­ме ли­це­мер­ной се­ни за­ко­на, и эту сень бес­плод­но­го сон­ми­ще об­ли­чил и осу­дил. Смо­ков­ни­це по­доб­на и вся­кая ду­ша, не иму­щая ду­хов­ных пло­дов: кто не име­ет ис­тин­но доб­рых дел, освя­ща­е­мых ве­рою и мо­лит­вою, то­го не за­щи­тит от осуж­де­ния од­на на­руж­ность. На зе­ле­не­ю­щей бес­плод­ной смо­ков­ни­це Спа­си­тель по­ка­зал и то, что Он име­ет си­лу не толь­ко бла­го­тво­рить, но и яв­лять пра­во­су­дие свое.

Со­бо­ри­ще смо­ков­ни­цу Хри­стос ев­рей­ское,
Пло­дов чуж­дую ду­хов­ных во­об­ра­зу­яй,
Клят­вою усу­ша­ет: ея же бе­жим стра­сти.

Иоси­фа, быв­ше­го пре­об­ра­зо­ва­ни­ем Иису­са Хри­ста, и смо­ков­ни­цу, немед­лен­но по сло­ву Хри­сто­ву за­сох­шую, Цер­ковь вспо­ми­на­ет в Ве­ли­кий По­не­дель­ник с древ­них вре­мен. Св. Иоанн Зла­то­уст в од­ной из бе­сед сво­их на Страст­ную неде­лю го­во­рит: «Гос­подь про­об­ра­зо­ван в Иоси­фе за­дол­го до то­го, что име­ло впо­след­ствии про­изой­ти. В Иоси­фе есть ве­ли­кое по­до­бие Гос­по­да. Иоси­фу сде­ла­ны бы­ли коз­ни от еди­но­кров­ных. С Иоси­фа сня­та бы­ла раз­но­ткан­ная одеж­да; Гос­подь имел одеж­ду – всю ис­ткан­ную, ко­то­рую во­и­ны сня­ли с Него и раз­де­ли­ли. Иосиф окле­ве­тан был: и Гос­по­да окле­ве­та­ли. Иосиф про­дан был из­ма­иль­тя­нам: Гос­подь про­дан Иудой фа­ри­се­ям, Иосиф бро­шен был в пу­стой ров и вы­шел из него невре­дим: Гос­подь, по­гре­бен­ный в но­вом гро­бу, вос­крес в тре­тий день, и нуж­но ли еще боль­ше го­во­рить?» У св. Иоан­на Зла­то­уста есть так­же сло­во и о вы­сох­шей смо­ков­ни­це. Это имен­но сло­во и Уста­вом Церк­ви ука­зы­ва­ет­ся для про­чте­ния при бо­го­слу­же­нии в Ве­ли­кий По­не­дель­ник.

В 6 ве­ке св. Ан­дрей Крит­ский, в 8 св. Иоанн Да­мас­кин и Кось­ма Ма­и­ум­ский на­пи­са­ли мно­гие пес­но­пе­ния для бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви в Ве­ли­кий По­не­дель­ник, ныне ис­пол­ня­е­мые в этот день.

На утре­ни в Ве­ли­кий по­не­дель­ник Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет о вы­сох­шей смо­ков­ни­це. Во хра­ме Иеру­са­лим­ском пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудей­ские, изыс­ки­вая слу­чай по­гу­бить Иису­са Хри­ста, при­сту­пи­ли к Нему и спро­си­ли: ка­кою вла­стию сия тво­ри­ши, и кто ти да­де власть сию? Но Гос­подь вза­им­ным во­про­сом: кре­ще­ние Иоан­но­во от­ку­ду бе: с небе­си ли, или от че­ло­век? при­вел их са­мих в недо­уме­ние, и прит­ча­ми сво­и­ми по­ка­зал им и на­ро­ду край­нее их охла­жде­ние к Бо­гу, упор­ство в ис­пол­не­нии во­ли Бо­жи­ей, от­вер­же­ние их от Бо­га и из­бра­ние на ме­сто их но­вых де­ла­те­лей ви­но­гра­да Бо­жия, т. е. Церк­ви. Пред­ло­жив прит­чу о двух сы­нах, по­слан­ных в ви­но­град, из ко­то­рых один спер­ва от­ка­зал­ся пе­ред от­цом сво­им ра­бо­тать в ви­но­град­ни­ке, а по­сле, рас­ка­яв­шись, по­шел и ис­пол­нил во­лю от­ца; дру­гой же, дав от­цу обе­ща­ние воз­де­лы­вать ви­но­град, и не по­шел, – Иисус Хри­стос по­след­не­му упо­до­бил нерас­ка­ян­ных пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин, ко­то­рых пред­ва­ря­ют в цар­ствии Бо­жи­ем мы­та­ри и греш­ни­ки ка­ю­щи­е­ся. Дру­гой про­ро­че­ствен­ной прит­чей о де­ла­те­лях ви­но­гра­да, вну­шая пер­во­свя­щен­ни­кам и стар­цам, глав­ней­шим де­ла­те­лям в Церк­ви Бо­жи­ей, что она непре­рыв­но пре­бы­ва­ет на зем­ле и до­стой­ные де­ла­те­ли в ви­но­гра­де Бо­жи­ем суть толь­ко тво­ря­щие во­лю Бо­жию, – Гос­подь яв­но изоб­ли­чил их, что они суть злые и недо­стой­ные ви­но­гра­да­ри в цар­стве Бо­жи­ем, пер­во­на­чаль­но на­саж­ден­ном в на­ро­де бо­го­из­бран­ном; ибо из­бив про­ро­ков – этих слуг, по­слан­ных До­мо­вла­ды­кой в ви­но­град­ник тре­бо­вать пло­дов, они не усты­ди­лись убить и воз­люб­лен­но­го Сы­на До­мо­вла­ды­ки небес­но­го – Сы­на Бо­жия. Но пра­во­суд­ный Бог пре­даст зло­де­ев злой смер­ти, а ви­но­град свой от­даст дру­гим, до­стой­ней­шим де­ла­те­лям (Мф.21:18-43).

На Ли­тур­гии Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет про­ро­че­ски­ми сло­ва­ми Гос­по­да о кре­сте по­сле­до­ва­те­лей Его до то­го вре­ме­ни, ко­гда явит­ся зна­ме­ние Сы­на че­ло­ве­че­ско­го на небе­си, и узрят Сы­на че­ло­ве­че­ско­го, гря­ду­ща на об­ла­цех небес­ных с си­лою и сла­вою мно­гою. В этом про­стран­ном про­ро­че­ствен­ном от­ве­те на во­про­сы уче­ни­ков сво­их: что есть зна­ме­ние тво­е­го при­ше­ствия и кон­чи­ны ве­ка? Иисус Хри­стос изо­бра­зил мно­го­чис­лен­ные бед­ствия и при­зна­ки раз­ру­ше­ния Иеру­са­ли­ма и кон­чи­ны ве­ка, по­буж­дая ве­ру­ю­щих сре­ди зол к ве­ли­ко­ду­шию, бес­при­стра­стию, тер­пе­нию, мо­лит­ве и бде­нию ду­хов­но­му, уте­шая рас­про­стра­не­ни­ем Еван­ге­лия в ми­ре и пре­кра­ще­ни­ем бед­ствий ра­ди из­бран­ных (Мф.24:9-35).