Ли­тур­гия в Ве­ли­кую Суб­бо­ту

На­ве­че­рие Пас­хи

Са­ма смерть Гос­по­да, за ко­то­рой по­сле­до­ва­ло Его слав­ное Вос­кре­се­ние (Лк.24:7), есть уже пред­праздн­ство, или на­ве­че­рие Пас­хи; и при­том смерть Спа­си­те­ля вос­кре­си­ла мно­гих мерт­вых, ко­то­рые вы­шли из гро­бов и яви­лись в Иеру­са­ли­ме (Мф.27:52). По­это­му бо­го­слу­же­ние Прав. Церк­ви в Ве­ли­кую Суб­бо­ту есть уже на­ве­че­рие празд­ни­ка Свет­ло­го Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, осо­бен­но Ли­тур­гия, ко­то­рая по са­мо­му вре­ме­ни со­вер­ше­ния ее при­над­ле­жит на­ве­че­рию Пас­хи.

На ве­черне в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, со­еди­нен­ной с Ли­тур­ги­ей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Цер­ковь пред­ла­га­ет 15 па­ре­мий, со­дер­жа­щих про­ро­че­ства о со­сто­я­нии уни­же­ния Гос­по­да и о по­сле­до­вав­шем за тем со­сто­я­нии бо­же­ствен­но­го Его про­слав­ле­ния.

Пер­вая из кни­ги Бы­тия (Быт.1:1-13) о пер­вых трех днях ми­ро­зда­ния, про­об­ра­зо­вав­ших три ве­ли­кие дня, в ко­то­рые Спа­си­тель стра­да­ни­ем и смер­тью Сво­ей вос­со­здал мир, пад­ший во грех.

Вто­рая из про­ро­че­ства (Ис.65:1-16) о по­яв­ле­нии но­во­го све­та и сла­вы Гос­под­ней над Иеру­са­ли­мом, к ко­то­ро­му ото­всю­ду сте­ка­ют­ся ца­ри, пле­ме­на и на­ро­ды и по­кла­ня­ют­ся са­мо­му ме­сту, где сто­я­ли но­ги Мес­сии.

Тре­тья из кни­ги (Исх.12:1-11) о за­кла­нии агн­ца, быв­ше­го пре­об­ра­зо­ва­ни­ем Спа­си­те­ля – агн­ца Бо­жия (Ин.4:29:36).

Чет­вер­тая из кни­ги пр. Ио­ны (вся кни­га) о пре­бы­ва­нии пр. Ио­ны внут­ри ры­бы и ис­ше­ствии из нее, про­об­ра­зо­вав­ших смерть и Вос­кре­се­ние Спа­си­те­ля в тре­тий день по смер­ти (Мф.12:40).

Пя­тая из кни­ги Иису­са На­ви­на (Нав.5:10-15) о пер­вой Па­схе в зем­ле ха­на­ан­ской и о пре­кра­ще­нии ман­ны, быв­ших пре­об­ра­зо­ва­ни­ем пре­кра­ще­ния всех вет­хо­за­вет­ных об­ря­дов, по­сле то­го как на­ша Пас­ха за ны по­жрен быть Хри­стос (1Кор.5:7) и хри­сти­ане при­ча­сти­лись но­во­за­вет­ной Пас­хи.

Ше­стая из кни­ги (Исх.13:1-31, 15:1-10) об из­ве­де­нии из­ра­иль­тян из Егип­та и о чу­дес­ном пе­ре­хо­де их через Чер­ное мо­ре под ру­ко­вод­ством Мо­и­сея, ко­то­рый был про­об­ра­зо­ва­ни­ем Спа­си­те­ля, из­ба­вив­ше­го род че­ло­ве­че­ский от раб­ства гре­ха и смер­ти.

Седь­мая из кни­ги пр. Со­фо­нии (Соф.3:8-15) об от­вер­же­нии иуде­ев по со­бра­нии но­вой Церк­ви из всех на­ро­дов, под управ­ле­ни­ем Мес­сии.

Вось­мая из 3 кни­ги Царств (3Цар.17:8-24) и де­вя­тая из 4 кни­ги Царств (4Цар.4:8-37) о вос­кре­се­нии Или­ею сы­на са­репт­ской вдо­вы и Ели­се­ем сы­на же­ны со­ман­ской. Вос­кре­шен­ные про­ро­ка­ми бы­ли про­об­ра­зо­ва­ни­ем все­об­ще­го вос­кре­се­ния мерт­вых во Иису­се Хри­сте.

Де­ся­тая из кни­ги пр. Ис­айи (Ис.59:10-19, 62:1-5), ко­то­рый всю но­во­за­вет­ную Цер­ковь при­зы­ва­ет к ве­се­лью, по­то­му что Сам Гос­подь об­ле­ка­ет ее в ри­зу спа­се­ния.

Один­на­дца­тая из кни­ги Бы­тия (Быт.22:1-18) о при­не­се­нии Иса­а­ка в жерт­ву, ко­то­рое бы­ло про­об­ра­зо­ва­ни­ем гол­гоф­ско­го ве­ли­ко­го жерт­во­при­но­ше­ния.

Две­на­дца­тая из кни­ги пр. Ис­айи (Ис.59:1-19) о ве­ли­ком по­соль­стве на зем­лю Сы­на Бо­жия для спа­се­ния страж­ду­щих ду­хов­но.

Три­на­дца­тая из кни­ги пр. Ис­айи (Ис.63:11-19, 64:1-5) о ве­ли­чии Мес­сии.

Че­тыр­на­дца­тая из кни­ги пр. Иере­мии (Иер.31:31-34) об уста­нов­ле­нии Но­во­го Вет­хо­го За­ве­та.

Пят­на­дца­тая из кни­ги пр. Да­ни­и­ла (Дан.3:1-24) о чу­дес­ном из­бав­ле­нии трех от­ро­ков, по­вер­жен­ных в пла­мень и про­об­ра­зо­вав­ших спа­се­ни­ем сво­им невре­ди­мое ис­ше­ствие Спа­си­те­ля из недр зем­ли.

На Ли­тур­гии в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, со­вер­ша­е­мой поз­же Ли­тур­гии всех дней и со­став­ля­ю­щей бли­жай­шее пред­на­ча­тие Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, со­зер­цая пре­бы­ва­ние Гос­по­да во гро­бе пло­тью – в об­ра­зе пред­ле­жа­щей пла­ща­ни­цы, Цер­ковь в этот день, по­доб­но Иису­су Хри­сту, пред­рек­ше­му о сво­ем вос­кре­се­нии, еще яс­нее, чем на ве­черне, пред­воз­ве­ща­ет нам о при­бли­жав­шем­ся вре­ме­ни Вос­кре­се­ния Гос­по­да – чте­ни­ем Апо­столь­ски­ми о том, что ве­ру­ю­щие во Хри­ста умер­ше­го и вос­крес­ше­го со­еди­не­ны с Ним по­до­би­ем смер­ти через кре­ще­ние, и долж­ны быть со­еди­не­ны по­до­би­ем вос­кре­се­ния. Да яко­же вос­ста Хри­стос от мерт­вых сла­вою от­чею, та­ко и мы во об­нов­ле­нии жиз­ни хо­ди­ти нач­нем (Рим.6:11-13), осо­бен­но по про­чте­нии Ли­тур­гий­но­го апо­сто­ла пе­ни­ем: «Вос­крес­ни Бо­же, су­ди зем­ли, яко Ты на­сле­ди­ши во всех язы­цех». Во вре­мя это­го ра­дост­но­го пред­ве­стия свя­щен­но­слу­жи­те­ли сла­га­ют с се­бя тем­ное цер­ков­ное об­ла­че­ние и, об­лек­шись в бе­лые ри­зы, по сло­вам апо­сто­ла, чи­та­е­мым в Ве­ли­кую Суб­бо­ту: аще бо со­об­раз­на бы­хом по­до­бию смер­ти Его, то и вос­кре­се­ния бу­дем (Рим.6:5), непри­мет­но пе­ре­хо­дят от уча­стия в со­сто­я­нии уни­чи­же­ния Спа­си­те­ля к уча­стию в со­сто­я­нии пред­на­чи­на­ю­щей­ся Его бо­же­ствен­ной сла­вы, и яв­ля­ют­ся пред­сто­я­щим во хра­ме в свет­лом об­ла­че­нии, по­доб­но Ан­ге­лам, кои яви­лись во гро­бе Гос­по­да в бе­лом оде­я­нии и пер­вые бы­ли сви­де­те­ля­ми и вест­ни­ка­ми Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Весть о пред­на­ча­тии ра­до­сти пас­халь­ной Цер­ковь про­дол­жа­ет чте­ни­ем Ли­тур­гий­но­го Еван­ге­лия о яв­ле­нии Ан­ге­ла на гро­бе Гос­по­да, воз­ве­стив­ше­го ми­ро­но­си­цам, что вос­крес Гос­подь, и о яв­ле­нии им са­мо­го Вос­крес­ше­го (Мф.28:1-20).

В це­лом го­ду од­на Ве­ли­кая Суб­бо­та не об­лег­ча­ет­ся от по­ста, и пост ее, со­сто­я­щий в су­хо­яде­нии, про­дол­жа­ет­ся не толь­ко до ве­че­ра, как и в дру­гие дни св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, но до окон­ча­ния бо­го­слу­же­ния в пер­вый день Свет­ло­го Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, по 1 пра­ви­лу св. Ди­о­ни­сия алек­сан­дрий­ско­го и 89 пра­ви­лу ше­сто­го Все­лен­ско­го со­бо­ра. Со­дей­ствуя хра­не­нию св. по­ста в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, Цер­ковь в этот день при окон­ча­нии бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии Ва­си­лия Ве­ли­ко­го по­ста­но­ви­ла бла­го­слов­лять пять хле­бов для вку­ше­ния ве­ру­ю­щим и те­лес­но­го под­креп­ле­ния к про­дол­же­нию пред­пас­халь­но­го все­нощ­но­го бде­ния и бла­го­го­вей­но­го ожи­да­ния вре­ме­ни Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Это бде­ние вско­ре по окон­ча­нии Ли­тур­гии – око­ло 2 ча­са но­чи, т. е. око­ло 8 ча­са по­по­лу­дни, на­чи­на­ет­ся и про­дол­жа­ет­ся до кон­ца пас­халь­но­го бо­го­слу­же­ния.


Бде­ние пе­ред Пас­хой

По­доб­но вет­хо­за­вет­но­му бде­нию на­ро­да Бо­жия в пред­пас­халь­ную ночь, ко­то­рая страж­ба бы­ла Гос­по­ду, еже из­ве­сти его от зем­ли еги­пет­ские (Исх.12:24), ночь пе­ред свя­щен­ною но­во­за­вет­ной Пас­хой для пра­во­слав­ных хри­сти­ан про­те­ка­ет так­же в бла­го­го­вей­ной стра­же Гос­по­ду. Обык­но­ве­ние пра­во­слав­ных хри­сти­ан про­во­дить ночь пе­ред Пас­хою в мо­лит­вен­ном и про­дол­жи­тель­ном бде­нии со­блю­да­ет­ся с пер­вых вре­мен хри­сти­ан­ства. Пер­вые хри­сти­ане всю эту ночь бла­го­го­вей­но­го бде­ния про­во­ди­ли в чте­нии Пи­са­ния и кре­ще­нии огла­шен­ных. При Кон­стан­тине Ве­ли­ком свя­щен­ное бде­ние в ночь пред Пас­хою со­вер­ша­лось с осо­бен­ным ве­ли­ко­ле­пи­ем. Рав­ноап­о­столь­ный го­су­дарь пред­пас­халь­ное все­нощ­ное бде­ние, по ска­за­нию Ев­се­вия, де­лал столь свет­лым, как днев­ной свет, по­велев во вре­мя его осве­щать весь го­род. Све­тиль­ни­ки го­ре­ли во всех ме­стах го­ро­да, и это свя­щен­ное бде­ние блес­ком сво­им пре­вос­хо­ди­ло свет са­мо­го солн­ца.

Св. Гри­го­рий Бо­го­слов, бе­се­дуя к на­ро­ду в день Пас­хи, го­во­рил: «Пре­крас­но у нас и вче­ра бли­ста­ло и оси­я­ва­лось все све­том, ка­ким на­пол­ня­ли мы и част­ные до­мы и ме­ста об­ще­ствен­ные, ко­гда лю­ди вся­ко­го по­чти ро­да и вся­ко­го зва­ния щед­ры­ми ог­ня­ми про­све­ти­ли ночь, в об­раз ве­ли­ко­го све­та, ка­ким небо си­я­ет свы­ше, оза­ряя це­лый мир сво­и­ми кра­со­та­ми. Но вче­раш­ний свет был пред­те­чею ве­ли­ко­го Вос­крес­ше­го Све­та, и как бы пред­праздн­ствен­ным ве­се­ли­ем». По сло­вам бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, Хри­стос, жерт­ва жи­вая, аг­нец Бо­жий, явил­ся по вос­кре­се­нии сво­ем утру глу­бо­ку, по по­до­бию еги­пет­ской пас­хи ев­ре­ев. От­сю­да, я ду­маю, про­дол­жа­ет Иеро­ним, про­изо­шло и то апо­столь­ское пре­да­ние, чтобы в ночь пред свет­лым Хри­сто­вым вос­кре­се­ни­ем ве­ру­ю­щие бодр­ство­ва­ли во хра­ме, ожи­дая Вос­крес­ше­го, и чтобы, по на­ступ­ле­нии вре­ме­ни Вос­кре­се­ния, всем вме­сте на­чать празд­ник.

Свя­щен­ным бде­ни­ем пе­ред Пас­хою Цер­ковь пре­крас­но вы­ра­жа­ет вы­со­кую важ­ность сво­их ожи­да­ний, с ка­ки­ми обык­но­вен­но несов­ме­стен сон; блю­дет ве­ру­ю­щих от на­па­де­ний ду­хов­но­го вра­га: «в та­ко­вых бо вре­ме­нех и ме­стех, – как го­во­рит­ся в Цер­ков­ном Уста­ве, – тщит­ся враг осквер­ни­ти нера­ди­выя»; и до­стой­но при­го­тов­ля­ет нас к сре­те­нию Хри­ста Ца­ря, Ко­то­рый через Вос­кре­се­ние Свое явил Се­бя веч­ным Ца­рем ми­ра, как Цер­ковь еже­не­дель­но при вос­крес­ном ве­чер­нем бо­го­слу­же­нии по­ет: «Гос­подь во­ца­ри­ся, в ле­по­ту об­ле­че­ся». При­го­тов­ля­ет к тор­же­ству свет­ло­го вос­кре­се­ния наи­па­че чте­ни­ем Де­я­ний Апо­столь­ских, ибо в про­дол­же­нии это­го тор­же­ства чи­та­ют­ся на Ли­тур­ги­ях так­же Де­я­ния Апо­столь­ские, со­став­ля­ю­щие непре­лож­ное сви­де­тель­ство ис­ти­ны Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. По про­чте­нии Де­я­ний на пред­пас­халь­ном бде­нии, хра­м Бо­жий в пол­ночь, по древ­не­му обы­чаю, осве­ща­ют­ся пол­ным све­том: бы­ва­ет тор­же­ствен­ней­ший бла­го­вест и со­вер­ша­ет­ся пред­праздн­ствен­ная по­лу­нощ­ни­ца, на ко­то­рой по­вто­ря­ет­ся ка­нон, со­став­ля­ю­щей про­дол­же­ние и окон­ча­ние бо­го­слу­же­ния Ве­ли­кой Суб­бо­ты.

Во вре­мя тро­га­тель­но­го пе­ния ка­но­на, изо­бра­жа­ю­ще­го еще пре­бы­ва­ние Спа­си­те­ля во гро­бе, св. пла­ща­ни­ца пе­ре­но­сит­ся от сре­ды хра­ма на пре­стол, в озна­ме­но­ва­ние то­го, что Спа­си­те­лю по­стра­дав­ше­му, умер­ше­му и вос­крес­ше­му да­де­ся вся­ка власть на небе­си и на зем­ли (Мф.28:18) и что Он чрез свое Вос­кре­се­ние сде­лал­ся для нас ис­тин­ным браш­ном и ис­тин­ным пи­ти­ем (Ин.6:55).