По цар­ском вхо­де сво­ем в Иеру­са­лим Иисус Хри­стос до са­мой смер­ти сво­ей еже­днев­но бы­вал во хра­ме Иеру­са­лим­ском, тво­ря чу­де­са и пре­по­да­вая спа­си­тель­ное уче­ние. Во храм Иеру­са­лим­ский для слу­ша­ния Гос­по­да еже­днев­но сте­кал­ся на­род с са­мо­го утра (Лк.21:37-38). В это вре­мя Спа­си­тель меж­ду про­чим про­из­нес сло­ва: внем­ли­те се­бе, да не ко­гда отяг­ча­ют серд­ца ва­ша объ­яде­ни­ем и пи­ан­ством и пе­чаль­ми жи­тей­ски­ми: бди­те убо на вся­ко вре­мя мо­ля­ще­ся, да спо­до­би­те­ся из­бе­жа­ти всех сих хо­тя­щих бы­ти, и ста­ти пред Сы­ном че­ло­ве­че­ским (Лк.21:34-36). Та­ким об­ра­зом, дни пе­ред Пас­хой Сам Гос­подь освя­тил сво­им еже­днев­ным пре­бы­ва­ни­ем и Сво­ею все­на­род­ною про­по­ве­дью Еван­ге­лия во хра­ме Бо­жи­ем и за­по­ве­дью бла­го­го­вей­ной бодр­ство­вать пре­иму­ще­ствен­но во дни Страст­ной сед­ми­цы, в ко­то­рые эта за­по­ведь про­из­не­се­на, и на­ко­нец про­сла­вил сво­и­ми спа­си­тель­ны­ми стра­да­ни­я­ми и смер­тью (Лк.19:47).

Апо­сто­лы, бла­го­го­вея к ве­ли­ким со­бы­ти­ям смер­ти и вос­кре­се­ния Гос­по­да, по воз­не­се­нии Его на небе­са, на­ча­ли празд­но­вать Ве­ли­кую неде­лю стра­да­ний, смер­ти и вос­кре­се­ния и всем ве­ру­ю­щим за­по­ве­да­ли хра­нить ее.

Со­глас­но с при­ме­ром и уче­ни­ем Иису­са Хри­ста, Пра­во­слав­ная Цер­ковь со вре­мен апо­столь­ских дни Страст­ной сед­ми­цы по­свя­ща­ет осо­бен­но­му бла­го­го­ве­нию и на­зы­ва­ет сед­ми­цею Страст­ною и Ве­ли­кою. «Ве­ли­кою она на­зы­ва­ет­ся, – го­во­рит св. Зла­то­уст, – не по­то­му, что дни ее доль­ше или их боль­ше чис­лом; но по­то­му, что во дни ее со­вер­ше­ны Гос­по­дом на­шим ве­ли­кие де­ла. В эту Ве­ли­кую неде­лю раз­ру­ше­но дол­говре­мен­ное цар­ство дья­во­ла, ис­треб­ле­на смерть, низ­ло­жен силь­ный, рас­хи­ще­ны его ору­дия, по­беж­ден грех, сня­то про­кля­тие, от­верст рай, небо сде­ла­лось до­ступ­но че­ло­ве­кам. Лю­ди со­еди­ни­лись с Ан­ге­ла­ми, раз­ру­ше­но сре­до­сте­ние, пре­гра­да уда­ле­на, и Бог ми­ра при­ми­рил небес­ное и зем­ное. По­это­му она на­зы­ва­ет­ся Ве­ли­кою неде­лей». По­доб­но Гос­по­ду, еже­днев­но пред сво­и­ми стра­да­ни­я­ми пре­бы­вав­ше­му в хра­ме Иеру­са­лим­ском для мо­лит­вы и про­по­ве­ди Еван­ге­лия, и по за­по­ве­ди и при­ме­ру апо­сто­лов, древ­ние хри­сти­ане про­во­ди­ли Страст­ную и Ве­ли­кую неде­лю с осо­бен­ным бла­го­че­сти­ем, каж­дый день со­би­ра­ясь в храм Бо­жий для мо­лит­вы и слу­ша­ния пас­тыр­ских по­уче­ний.

Под­ра­жая пер­вен­ству­ю­щей Церк­ви, и Цер­ковь Ка­фо­ли­че­ская Пра­во­слав­ная до­се­ле про­во­дит Ве­ли­кую Страст­ную неде­лю с осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем. Всту­пая в по­дви­ги Страст­ной сед­ми­цы, Цер­ковь взы­ва­ет: «От вет­вий и ва­ий, как от бо­же­ствен­но­го празд­ни­ка, в бо­же­ствен­ный пре­шед­ше празд­ник, сте­цем­ся вер­нии к чест­но­му и спа­си­тель­но­му та­ин­ству Хри­сто­вых стра­стей, и Се­го ви­дим тер­пя­ща за нас страсть воль­ную».

Бо­го­слу­же­ние Страст­ной сед­ми­цы

При­ем­ля жи­вое уча­стие в стра­да­ни­ях Иису­са Хри­ста, со­об­ра­зу­ясь смер­ти Его (Флп.3:10), св. Цер­ковь в сед­ми­цу стра­да­ний и смер­ти Его об­ле­ка­ет­ся в тем­ные одеж­ды, и дей­ствия свои со­гла­су­ет со сво­и­ми пе­чаль­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. При бо­го­слу­же­нии на Страст­ную сед­ми­цу Цер­ковь осо­бен­но про­из­но­сит бла­го­ве­стия еван­ге­ли­стов.

В пер­вые три дня Страст­ной сед­ми­цы Цер­ковь со­вер­ша­ет оди­на­ко­вое бо­го­слу­же­ние – ве­ли­кое по­ве­че­рие, утре­ню и Ли­тур­гию пре­ждео­свя­щен­ных да­ров. В це­лом сво­ем со­став бо­го­слу­же­ния Страст­ной сед­ми­цы про­дол­жи­тель­нее и тор­же­ствен­нее еже­днев­но­го ве­ли­ко­пост­но­го бо­го­слу­же­ния.

Бо­го­слу­же­ни­ем Страст­ной сед­ми­цы Цер­ковь де­ла­ет нас участ­ни­ка­ми Крест­но­го пу­ти Хри­сто­ва и при­зы­ва­ет нас осо­бен­но на по­двиг ду­хов­но­го бодр­ство­ва­ния со­об­раз­но с за­по­ве­дью Гос­по­да: иже хо­щет по Мне ити, да от­вер­жет­ся се­бе и возь­мет крест свой, и про­из­не­сен­ной Гос­по­дом пред Его стра­да­ни­я­ми: да не ко­гда отяг­ча­ют серд­ца ва­ша объ­яде­ни­ем и пи­ян­ством и пе­чаль­ми жи­тей­ски­ми (Лк.21:34). По­буж­дая нас в Страст­ную сед­ми­цу осо­бен­но к ду­хов­но­му бодр­ство­ва­нию и де­ла­нию добра со Спа­си­те­лем, Цер­ковь в ве­ли­кие дни этой сед­ми­цы про­из­но­сит уми­ли­тель­ную песнь: «Се Же­них гря­дет в по­лу­но­щи, и бла­жен раб, Его же об­ря­щет бдя­ща: недо­сто­ин же па­ки Его же об­ря­щет уны­ва­ю­ща. Блю­ди убо ду­ше моя, не сном отя­го­ти­ся, да не смер­ти пре­да­на бу­де­ши». В три пер­вые дня сед­ми­цы Цер­ковь по­ста­но­ви­ла про­чи­ты­вать при бо­го­слу­же­нии весь Псал­тырь, кро­ме 118 псал­ма, от­не­сен­но­го к Ве­ли­кой Суб­бо­те, и этим чте­ни­ем изо­бра­жа­ет нам жи­вые ожи­да­ния древни­ми Ис­ку­пи­те­ля и вво­дит нас в со­зна­ние глу­бо­ко­го па­де­ния при­ро­ды че­ло­ве­че­ской, ча­ю­щей оправ­да­ния толь­ко свы­ше.

Со­про­вож­дая Гос­по­да на воль­ные стра­да­ния и смерть, Цер­ковь на утрене, на Ча­сах и Ли­тур­гии мно­го­крат­но про­из­но­сит бла­го­ве­стия еван­ге­ли­стов об Иису­се Хри­сте и этой ра­дост­ной ве­стью и на крест­ном пу­ти до Гол­го­фы об­лег­ча­ет ве­ру­ю­щим сле­до­вать за Гря­ду­щим на воль­ную страсть. В пер­вые три дня Страст­ной неде­ли Цер­ковь по­ста­но­ви­ла бла­го­вест­во­вать ве­ру­ю­щим сре­ди хра­ма на Ча­сах гла­го­лы всех еван­ге­ли­стов о жиз­ни, уче­нии и де­я­ни­ях Гос­по­да, – на­чи­нать это бла­го­ве­стие с рож­де­ства Его по пло­ти, про­дол­жать до воль­ных Его стра­да­ний и смер­ти. Этим про­дол­жи­тель­ней­шим бла­го­ве­сти­ем о зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста Цер­ковь все­на­род­но сви­де­тель­ству­ет, что Он есть Бо­го­че­ло­век – Хо­да­тай Бо­га и лю­дей, и что он по­стра­дал и умер невин­но и доб­ро­воль­но для на­ше­го спа­се­ния, по­то­му что Его уче­ние и де­ла, о ко­то­рых бла­го­вест­ву­ет Еван­ге­лие, са­мые бла­го­твор­ные для лю­дей и долж­ны воз­буж­дать во всех бла­го­го­ве­ние и бла­го­дар­ность к Нему.

По­ста­нов­ле­ние Церк­ви со­вер­шать чте­ния Еван­ге­лия в про­дол­же­ние пер­вых трех дней Страст­ной сед­ми­цы вос­при­ня­ло на­ча­ло свое с древ­них вре­мен. В 4 ве­ке св. Иоанн Зла­то­уст ука­зы­ва­ет на это по­ста­нов­ле­ние в бе­се­де сво­ей на Ве­ли­кую Пят­ни­цу. Хо­тя в этой бе­се­де, су­дя по вре­ме­ни, к ко­то­ро­му она от­но­сит­ся, свя­ти­тель упо­ми­на­ет о чте­нии Еван­ге­лия соб­ствен­но в Ве­ли­кий Пя­ток, но ве­ро­ят­но, ука­зы­ва­ет в ней и на чте­ние Еван­ге­лия в пер­вые три дня Страст­ной сед­ми­цы, по­то­му что он го­во­рит в бе­се­де: «По бла­го­да­ти св. Ду­ха уста­нов­ле­но у нас про­чи­ты­вать во все­на­род­ный празд­ник, имен­но в ве­ли­кий ве­чер Пас­хи, о всех де­я­ни­ях Гос­по­да. В Ве­ли­кий же Пя­ток Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет о по­след­них со­бы­ти­ях зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста.

Из про­ро­честв об Иису­се Хри­сте из­бра­но для 6-го ча­са на­сто­я­щих дней од­но ви­де­ние оду­шев­лен­ной ко­лес­ни­цы у Ие­зе­ки­и­ля, – в по­не­дель­ник (Иез.1:1-20); во втор­ник (Иез.1:21-2, 1); в сре­ду (Иез.2:3-3, 3). Нетруд­но ура­зу­меть, что по­доб­ный Сы­ну че­ло­ве­че­ско­му, вос­се­дя­щий на мно­го­очи­той Хе­ру­вим­ской ко­лес­ни­це, есть не кто дру­гой, как пра­ви­тель Церк­ви и Гос­подь все­го ми­ра Сын Бо­жий. Но где яв­ля­ет­ся Вла­ды­ка неба и зем­ли про­ро­ку? При ре­ке Хо­вар, по­сре­ди пле­не­ния яв­ля­ет­ся Он как вождь и за­щит­ник сво­е­го на­ро­да и по­сы­ла­ет про­по­ведь по­ка­я­ния. Так по­сре­ди пле­не­ния все­мир­но­го явил­ся Он и в дни сво­е­го ис­то­ща­ния, и вос­си­ял свет си­дя­щим в се­ни смерт­ной, при­нес жизнь уз­ни­кам смер­ти и по­слал во весь мир мно­гих про­по­вед­ни­ков спа­се­ния. Что при­ем­лет про­рок из рук явив­ше­го­ся ему бо­же­ствен­но­го му­жа? сви­ток книж­ный, весь ис­пи­сан­ный ры­да­ни­ем, жа­ло­стию и го­рем, но ко­то­рый в устах про­ро­ка был сла­док, как мед. Не по­ка­зы­ва­ет ли и это, что ру­ка, по­дав­шая сви­ток, бы­ла ру­ка Спа­си­те­ля ми­ра? Толь­ко Он, ис­пив­ший всю го­ресть на­ших бед­ствий, де­ла­ет для ис­тин­ных по­сле­до­ва­те­лей сво­их все стра­да­ния и го­ре­сти слад­ки­ми, спа­си­тель­ны­ми.

На ве­черне в пер­вые че­ты­ре дня Страст­ной сед­ми­цы Цер­ковь про­из­но­сит па­ре­мии из кни­ги Ис­хо­да, зна­ме­на­тель­но изо­бра­жа­ю­щие со­сто­я­ни­ем тя­же­ло­го раб­ства и со­бы­ти­ем из­бав­ле­ния ев­ре­ев от раб­ства еги­пет­ско­го ду­хов­ное на­ше раб­ство гре­ху и смер­ти и из­бав­ле­ние от это­го раб­ства Иису­сом Хри­стом. А дру­гую па­ре­мию из кни­ги Иова, ко­то­ро­го невин­ные стра­да­ния бы­ли пре­об­ра­зо­ва­ни­ем невин­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля для спа­се­ния ми­ра.