Господи, Верую!

Собрание верующих, церковная молитва, прошения, благодарения, принятие Святыни, то есть причащение из одной Чаши не может быть без единства веры, без единства понимания этой веры, не может быть без полной согласованности в вере.

Символ веры, который зачастую поется на Литургии всей Церковью, в отличие от других песнопений, исполняемых только хором, является мерилом догматического единомыслия всех христиан. Это краткое изложение основ Православной веры — не просто сухой закон или буквоедство, от которых мы не имеем права отступать — его неизменность и понимание важны потому, что в соответствии с содержанием символа строится опыт Церкви, духовная жизнь каждого из нас.

Из истории употребления Символа веры нужно отметить, что он возник из подготовления новообращенных (желающих принять таинство Крещения). Человек, принимая Крещение, становился членом Церкви, членом тела Христова. Накануне праздника Пасхи он торжественно читал Символ веры, исповедовал его  приятие и свое вступление в единство веры и любви. В поместных Церквях был свой Символ веры (Римский, Александрийский, Антиохийский), но суть была одна, они выражали одно учение, одну жизнь.

В начале IV века в Церкви возникли споры, которые разделяли народ, вводили смуту, касавшиеся божества и человечества Господа нашего Иисуса Христа. В 325-м году в городе Никее собрался первый Вселенский Собор, и на нем был выработан общий, единый для всех христиан Символ веры. На втором Вселенском Соборе в Константинополе Символ веры был дополнен, его стали именовать Никео-Цареградским. А третий Вселенский Собор, в Эфесе в 431-м году, постановил неизменность данного исповедания веры и запретил какие-либо дополнения к нему. И после этих указаний Символ веры стали употреблять не только во время Крещения, но и на Литургии. Это исповедание стало видимым образом показателем единства верующих. И мы сейчас на каждом Богослужении «едиными усты» и единым сердцем исповедуем веру во Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»         (Мф. 18:20). И примечательно, что перед пением «Верую» священники (если служат несколько) в алтаре целуют Дары, Престол, и старший говорит «Христос посреди нас!», а остальные отвечают: «Есть и будет!». Только там где есть мир между людьми, любовь, жертва, чистота – там и Христос, там мир Христов.

После этого диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем. «В древности эти слова относились к вратарям, специальным церковнослужителям, назначенным следить за тем, чтобы никто из неверных или оглашенных не вошел в молитвенное собрание, когда церковь приготовилась уже к самому таинственному моменту своего богослужения…. В сущности, этот возглас диакона есть логическое продолжение возгласа его в конце литургии оглашенных «елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии…» В наше время буквальное значение этих слов утратило свою силу, но символически оно имеет большое значение. По толкованию наших византийских литургистов, святого Германа Константинопольского и Николая Кавасилы, мы в эту минуту должны открыть врата своего ума и внимания и слушать прилежно Символ веры (Архимандрит Киприан (Керн), Евхаристия).

Данная статья не является толкованием каждого слова или членов Символа веры, но направлена на то, чтобы человек углубился в это исповедание духовным чтением, изучением, но более своей жизнью. Само «слово «символ» в его первоначальном значении можно перевести так: то, что «держит вместе, соединяет, содержит». Так вот, Символ веры именно содержит все эти истины, которые – верит Церковь – необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели» (Прот. А. Шмеман, Символ веры). И «символ» соединяет не только все те истины, но соединяет людей, которые верят в эти истины. И когда на Литургии мы утверждаем, что мы члены тела Христа: и я, и тот, кто рядом со мной, и тот, кто занял мое место в храме, любимое место – «все мы члены одного тела» (1Кор. 12:12). А это главное мы забываем. Господь будет смотреть не на те все знания, пускай даже истинные, которые мы приобрели, а на то, как мы жили, имея все те знания, дарования, возможности. Монах Симеон Афонский в своей книге «Девять слов» писал: «Послушный учится у старца главному – Спасению делом и тем самым помогает спастись другим; непослушный стремится побольше узнать о духовном пути, чтобы учить других, не заботясь о своем Спасении».  И мы имея богатство Евангелия, имея в сокровищнице Православия Символ веры, должны его не только петь, но должны жить им, чтобы каждый из 12 членов «Верую» пробуждал нас и делал нас сознательными членами Церкви Христовой.

Символ веры – это единство верующих, которые этим единством и любовью друг ко другу не просто показывают, но свидетельствуют всему миру, что они истинные ученики Христовы, истинного Бога, Бога Живого. Наше исповедание должно начинаться с уважения, почитания, снисходительности, любви к тем, с кем мы исповедуем Символ веры, ведь  мы ученики одного Учителя, члены одного тела, дети одного Отца.

 

«По тому узнают все, что вы Мои ученики,

если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).