Икона Божией Матери «Феодоровская» — Родовой образ династии Романовых.
История образа поистине удивительна. Сама икона была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ Городца Нижегородской губернии. В середине XII века на этом святом месте был основан Феодоровский Городецкий монастырь, в котором и пребывала святыня. Долгое время считалось, что икона сгорела во время пожара при нападении на город монголо-татарских войск, так как обитель была уничтожена иноплеменниками.
Второе обретение чудотворного образа сопровождалось рядом чудес. В 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу на берегу реки Запрудни икону, которая висела на сосне. Пораженный сим знамением, князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Незадолго до явления святой иконы жители Костромы были удостоены от Бога дивного видения: по улицам города эту святыню нес светлый муж в богатых воинских одеждах. Поразительное внешнее сходство с иконописным ликом помогло им разглядеть в статном юноше великомученика Феодора Стратилата. Только когда костромичи пришли к месту явления образа князю крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Свято место пусто не стало: на месте явления иконы был основан монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь).
В 1239 году Феодоровская икона была принесена в Успенский собор Владимира. Позднее она стала моленным образом благоверного князя Александра Невского, неизменно сопровождая его во всех походах. После смерти князя в 1262 году его младший брат Василий вернул святыню в Кострому. В 1272 году, выступив против монголо-татарских войск, подступивших к Костроме, князь взял с собой Феодоровскую икону, и враги, ослепленные Божественным сиянием святого образа, в страхе бежали.
Дальнейшая история образа уходит в русло его теснейшей связи с царской династией Романовых. В 1613 году именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Федоровича на царский престол. С того времени в Москве — в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях» —хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Этот список привезла в столицу из Костромы сама инокиня Марфа.
Почитание святого образа домом Романовых было настолько велико, что иноверным невестам наследников русского престола, принимавшим православие, в честь иконы обычно давалось отчество Феодоровна. Святыня неизменно сопровождала представителей царского рода, вплоть до самой мученической кончины последнего государя и его семьи.
Вследствие необычайного сходства икону считают списком с Владимирского образа Пресвятой Богородицы. Иконографически Феодоровская икона относится к самому распространенному и древнему типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление».
Основной темой иконографии Богоматери «Елеуса» является тема любви, которая раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, это тема безграничной материнской любви и нежности Царицы Небесной к Своему Сыну. С другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца Христа, Его Крестной смерти как высшего выражения любви Бога к человечеству. И действительно, Феодоровская икона — это удивительный, полный любви образ Пресвятой Богородицы.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровская»
Прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотрокови́це,/ обра́дованный днесь Богохрани́мый град Кострома́,/ я́коже дре́вний Изра́иль к киво́ту Заве́та,/ притека́ет ко изображе́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́терним к Нему́ предста́тельством/ при́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кро́ва Твоего́ прибега́ющим,// мир и ве́лию ми́лость.