В 2011 году Ливадийский дворец отметил свое столетие со дня постройки и освящения. В честь этой даты на территории парка и дворца прошел ряд праздничных мероприятий.

В августе 1911 года Управляющий Ливадией В. Н. Кочалов получил распоряжение из Санкт-Петербурга «освятить новый Ливадийский дворец без всяких церемоний за несколько дней до приезда Их Величеств в Ливадию». Чин освящения был совершён 14 (27) сентября 1911 года. Через неделю Императорская семья уже осматривала свой новый белокаменный дворец и Крестовоздвиженскую церковь, которую сохранили и немного увеличили в размере, а вход сделали с западной стороны. Император Николай ІІ и императрица Александра Фёдоровна были восхищены новым творением талантливого ялтинского зодчего Николая Петровича Краснова. Впоследствии, они ещё три раза отдыхали в своём уютном гнездышке: весной 1912, осенью 1913, а в свой последний приезд в 1914 году Императорская семья, праздновала Светлое Христово Воскресение в Крестовоздвиженской церкви.

Нынешние грандиозные праздничные мероприятия начались с престольного праздника в дворцовой церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

По традиции, это утро началось водосвятным молебном в крытой галерее между входом в церковь и Итальянским двориком. Праздничную литургию возглавил Ялтинский благочинный протоиерей Адам Дмитренко в сослужении настоятеля Крестовоздвиженской церкви протоиерея Дмитрия Гоцкалюка, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде протоиерея Николая Доненко, настоятеля церкви Феодора Тирона в Ялте протоиерея Ростислава, а так же священников Алексия Дябина и Игоря Зубковича; из Киево-Печерской Лавры был игумен Лаврентий (Бондарюк). Храм был переполнен молящимися. По окончании состоялся Крестный ход вокруг Ливадийского дворца с чтением Евангелия. Затем праздничные мероприятия переместились к главному входу дворца.

После национализации Царского имения «Ливадия», дворец был предназначен для крестьянского курорта «Ливадия». В феврале 1945 года здесь проходила известная Крымская конференция трёх союзных держав — СССР, США и Англии, по окончании которой, дворец был дачей для государственных деятелей Советского Союза. Затем здесь разместился кардиологический санаторий, последние 20 лет — это всемирно известный Ливадийский дворец-музей.

Было принято решение, чтобы вновь освятить дворец. Чин освящения, в присутствии сотрудников дворца-музея, многочисленных гостей, совершил о. Адам в сослужении с ялтинскими священниками. Они с молитвой и песнопениями обошли все большие и малые залы, комнаты, помещения бывшего Императорского дворца. Директору дворца-музея Москаленко Светлане Ивановне о. Адам преподнёс икону святого царя Страстотерпца Николая ІІ.

После освящения было произведено погашение специальным штемпелем юбилейной почтовой марки и уникальной открытки с изображением Крестовоздвиженской церкви, дворца-музея, царской семьи, Крымской конференции. Этот специальный штемпель теперь будет храниться в музее «Укрпочты».

На первом этаже музея, в отделе художественных выставок, открылась выставка «Императорский дом Романовых: прошлое и современность», предоставленная Фондом Музея истории Императорской Династии Романовых. Эта выставка стала началом подготовки целого цикла мероприятий, посвящённых празднованию в Крыму в 2013 году 400-летия Царственного Дома Романовых.

На следующий день начала работать международная научная конференция «Ливадийский дворец-музей в культурном, научном и туристическом пространстве Украины». В ходе конференции была открыта новая художественная выставка нашего ялтинского художника Николая Муравского «Возвращение», на которой представлены портреты русских императоров Александра ІІ, Александра ІІІ, Николая ІІ и архитектора Высочайшего Двора Н. П. Краснова.

Вечером состоялось торжественное заседание, посвящённое 100-летию Ливадийского дворца-музея, на котором выступили представители Крымского правительства, голова города Ялты Алексей Боярчук, ялтинский благочинный протоиерей Адам. Он передал поздравительное приветствие от Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

Культурную программу вечера представлял Крымский университет культуры, искусств и туризма театрализованным представлением «Счастливая Ливадия Романовых». Все погрузились в калейдоскоп исторических событий, связанных с семьёй последнего русского императора.

1 (1)     1 (6)

1 (14)     1 (11)

1 (3)     1 (21)

С историческими событиями было связано большинство докладов на конференции, которые представили 18 докторов наук и профессоров, 17 кандидатов наук и доцентов. На юбилей дворца, из храма Цесаревича Алексия, что в Царском Селе, была доставлена икона Божией Матери «Державная». Ещё одна святыня будет постоянно находится в дворце-музее. Её привёз Николай Александрович Авдонин из Екатеринбурга. Он непосредственно занимался поисками, обретением и различными экспертизами останков Царской Семьи и её верноподданных. Это шкатулка из радонита с землёй, в которой находились найденные останки расстрелянных Царственных мучеников и их слуг.

Интересный эпизод из своей жизни рассказал гость конференции киевлянин Владимир Андреевич Палеха. В июле 1952 года он находился на военно-морской базе в Кронштадте. В это время на базе стоял гвардейский минный заградитель «Марти», до этого царская яхта «Штандарт». Хотя «Штандарт» и переименовали во французского революционера, но он достойно сражался во время Великой Отечественной Войны. Он потопил две фашистские подводные лодки, сбил три самолёта, за что в 1943 году получил звание гвардейского экипажа.

Владимир Андреевич несколько раз был в гостях у своего друга на «Марти». Он показывал и рассказывал ему о корабле. Одно ему запомнилось на всю жизнь: «Минная палуба находилась на месте бывшей корабельной церкви. На одной из сохранившихся стен, постоянно проступал образ Божией Матери, несмотря на постоянное закрашивание её «шаровой» краской. Так Божия Матерь и находилась на корабле, пока он не был расстрелян, как мишень на стрельбах».

Многого интересного было услышано за эти дни в Ливадийском дворце-музее. Всё это предполагается опубликовать в юбилейном научном сборнике.

Большой Белый Ливадийский дворец, творение гения Краснова, продолжает свою жизнь, напоминая нам об уроках истории.

Владимир Евдокимов