Как благодарны и как изумлены, наверное, были люди, которым Христос преломил пять хлебов и две рыбы и которых Он насытил. Он их насытил не только просто земной пищей; Он их насытил благодарностью, радостью и изумлением. И как ясно делается при виде такого чуда, что справедливо сказал один из наших современных богословов, что все, что мы есть, и все, что у нас есть, — любовь Господня, и что самая пища, которую мы вкушаем, это Божественная любовь, превращенная в снедь. Можно было бы прибавить, что и воздух, которым мы дышим, и здоровье, которое у нас есть, и самая наша жизнь — это Божественная любовь воплощенная, вещественно выраженная, вещественно нам преподаваемая. А мы так мало чувствуем в себе благодарности… Нам нужно очень многого, чтобы у нас сердце дрогнуло, чтобы навернулись слезы на глаза, чтобы трепет пришел в нашу душу, и чтобы мы сказали: Господи! Спасибо!… А вместе с этим мы могли бы быть благодарны и изумлены каждый час и каждое мгновение нашей жизни.

Когда Господь державным, творческим словом вызвал из небытия в бытие целые миры и, наконец, человека, каждая тварь, которая возникала из небытия и вдруг познавала себя, все Богом сотворенное и Творца своего, во мгновение ока, — как она, верно, была изумлена, трепетна, как она ликовала от этого чувства бытия, которое Господь ей дал, от этого приобщения к чуду Божественного бытия, которое даровал ей Господь. А мы — живем, есмы, мы движемся, мы живы — и это воспринимаем только как должное, как естественное, и не изумляемся тому, что Живой Бог призвал нас быть, стоять перед Его лицом, жить жизнью, которую Он нам сообщает, становиться Его детьми, вырастать из меры в меру, от славы к славе, пока, наконец, не совершится над нами последнее чудо, пока мы не станем причастниками Божественной природы, детьми Божиими, живыми членами Христова тела, пока Дух Святой не пронизает нас насквозь и мы будем божественными по приобщению. Как мало мы изумляемся тому, что у нас есть, и тому, к чему мы призваны; как мы все воспринимаем будто должное и естественное…

Так святые не воспринимали жизнь; они поняли, что никто им ничем не обязан, — ни Бог, ни человек, что никаких прав ни у кого нет на любовь или на заботу, даже на справедливость, потому что справедливость проистекает от любви, а не строится от земли. Если мы только как они понимали бы, что все, что нам дано — это милость и чудо: мы дышим, мы ходим, мы видим, мы слышим, мы окружены миром, полным красоты, мы окружены людьми, у нас есть судьба, у наших близких есть к нам отношение. И все это — нам подарок; никакого права мы на это не имеем, это — чудо братства и любви. Если мы только могли бы быть благодарными за это, то мы научились бы быть благодарными за бесконечно многое на земле: за улыбку, за доброе слово, за то, что кто-то нас вспомнил. И пропали бы в нашей душе горечь, обида, оскорбленность, которые все рождаются от того, что мы воображаем, будто мы имеем право на человеческую любовь, право на человеческую заботу, право на то, что Христос за нас распинался изо дня в день… Как мир был бы богат благодарными слезами, трепетной ответной любовью, сколько было бы счастья в человеческих душах, если бы мы только это поняли!

А люди, которые преломляли хлеб и рыбу, в этот чудесный вечер, когда Христос им показал, что самая тварь может множиться и богатеть в насыщение человека по Божией любви: как они были изумлены и благодарны, как счастливы — и подобно нам: разошлись и забыли… Как это страшно!

 А пища, которую мы получаем, кроме всех чудес, о которых я только что упомянул, — это Хлеб, это Чаша Крови Христовой: разве это не предельное чудо? Когда Господь берет тварь, хлеб, рожденный от земли и сделанный человеком, вино, рожденное от виноградной лозы и превращенное в питье человеку, — когда Он их берет, и уже теперь, потому что Церковь уже теперь — начаток Царствия Божия, их превращает в то, чем они когда-то будут, когда вся тварь станет Телом живого Бога, когда Бог будет вся во всем; разве мы благодарны? Получив один раз такой дар — разве мы не могли бы, не ДОЛЖНЫ бы всю жизнь жить в изумлении и в ликовании, все отдавая Богу благодарностью нашей, все делая для человека от изумления, что так нас много любит Господь?!… Вот где корень радости, благодарности, молитвы и истинной христианской жизни…

Подумаем об этом, потому что это нам дано из часа в час. Мы живы, у нас еще время есть ликовать, благодарить и в благодарность Богу — меняться; так меняться, чтобы когда-то Господь мог из каждого из нас сделать храм Триединого Божества. Аминь.

 

Митрополит Антоний Сурожский