Обходится ли познание мира без тайн?

Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле –есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, например, как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга, как сон восстанавливает силы человека и прочее? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам.

Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, несмотря на успехи естественных наук, что каждый из нас смиренно должен сознаться вместе с одним из древних мудрецов (Сократ) в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Священное Писание свидетельствует, что мы едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем со трудом, — и за этим прибавляет, — а яже на небесех, кто изследи? (Прем. 9, 16).

Итак, если есть тайны  в нас самих и в окружающей нас природе и мы должны принимать их верой, не постигая разумом, то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне Триипостасного Божества?

И святой Иоанн Дамаскин говорит: постижение Бога начинается с постижения непостижимости Его.

Об этом свидетельствует нам и собственный опыт наш.