Мультсериал «Смешарики» знаком практически всем детям и родителям. Он выпускается уже более 10 лет, изображения героев сериала довольно популярны, бренд «Смешарики» используется во многих видах товаров: игрушки, посуда, одежда, продукты и т.д. Сериал содержит более 200 серий, среди которых имеются как чисто познавательные, так и раскрывающие серьезные и даже философские темы.

Для начала рассмотрим положительные стороны этого мультфильма.

1) По замыслу авторов, в сериале нет насилия и отрицательных персонажей.
2) Мультфильм яркий и динамичный, нравится детям.
3) Встречаются довольно трогательные и поучительные серии, такие как «Коллекция», «Телеграф» и другие. В отдельных эпизодах герои демонстрируют умение дорожить дружбой, взаимовыручку, доброту, трудолюбие, умение мечтать и верить в чудо, но преподносится это с расчётом больше на взрослую аудиторию, чем на детей.

На этом положительные стороны заканчиваются. Перейдем к отрицательным.

1) Подавляющее большинство серий мультфильма не учат ничему хорошему, так как герои не извлекают урок из произошедших событий, а образа взрослых или родителей, которые могли бы давать нравственную оценку поступкам Смешариков и нести воспитательную функцию, в мультфильме просто нет:

  • В серии «Экономия времени» Бараш перестал чистить зубы, чтобы экономить время для занятия творчеством. Эта экономия закончилась зубной болью и посещением стоматолога-Совуньи. Но вместо того, чтобы извлечь урок, Бараш радуется тому, что экономит время, пропуская ужин.
  • В серии «Педагогическая поэма» Карыч выработал в Кроше рефлекс на хлопки. Теперь, когда кто-то хлопнет в ладоши, Крош засыпает. Даже когда это не требуется. Осознав ошибку, Смешарики пытаются вернуть всё обратно. Серия заканчивается тем, что Крош просыпается среди ночи при звуке хлопков (аплодисменты в радиоконцерте). Ошибка не исправлена, урок не извлечен.
  • В серии «Два волшебника» Нюша и Бараш получают дар волшебства. Всю серию они соревнуются в волшебстве, изменяя реальность вокруг себя. В итоге всё исчезает, и они остаются вдвоём в белоснежной пустоте. Каждому ребенку интересно знать, чем же всё закончится, как герои вернутся в свой мир, к друзьям. Но это остается за кадром.
  • В серии «Это сладкое слово мёд» у Копатыча явная зависимость, ведь он не устоит ни перед чем, чтобы поесть мёда, даже если от него становится плохо. И он совершенно не способен себя сдерживать. Серия заканчивается тем, что Копатыч в очередной раз объелся мёда, ему плохо, и Бараш зовёт на помощь.
  • Так же в мультике очень много бездумных поступков вроде выходов из дома по ночам, поедания огромного количества конфет и т.д. Ребенок – губка, всё впитает, запомнит и повторит.

2) В мультфильме затрагиваются сомнительные темы из тех сфер, которые не уместны в продукции для детей:

  • Совунья гадает
  • Карыч занимается гипнозом
  • Лосяш увлекается астрологией и приметами
  • Бараш ищет «смысл жизни», и Карыч рассказывает ему о так называемой «Кузинатре».
  • Крош «доказал» что Земля плоская (серия «Край Земли»)
  • В одной из серий Смешарики всё лето пили индийский чай и питались энергией солнца (серия «Индийский чай»).

Смысловое значение многих серий больше подходит взрослым, нежели детям, которые о подобных вещах в своем возрасте обычно не задумываются, да и не должны думать.

 

3) Нельзя обойти вниманием и музыкальную тему сериала. В хороших мультфильмах песни мелодичные, добрые, запоминающиеся, их хочется напевать. Даже песни должны учить хорошему, ведь все мы знаем, как они влияют на детей. Учит ли хорошему песня «Он у меня внутри живет», в которой содержатся эвфемизмы и жаргонные слова «баламут, обормот, балбес», «кружится башка», и сам текст песни заключается в том, что автор мог бы быть хорошим, но внутри него живет некая личность, которая заставляет его делать дурные поступки?

Мне говорят, что я балбес
Что я вчера с берёзы слез
Не человек, а динамит
И подо мной земля горит.
И, в общем, правду говоря
Ведь в этом я не виноват
А виноват-то в этом тот,
Кто у меня внутри живёт.

Он у меня внутри живёт
Он мне покоя не даёт
Он удивительный хитрец
Он баламут и обормот.
Он всё творит исподтишка
Да так, что кружится башка
Он баламут и обормот
Он на “слабо” меня берёт.

Я мог бы по-другому жить.
Я мог бы лобзиком пилить.
И даже, Боже мой, как знать
Я мог бы марки собирать
И даже сидя за столом
Листал бы старый книжный том
И все соседи, наконец,
Сказали бы: «Ты молодец!»

А понравится ли родителям, если их ребенок начнет истошным голосом подпевать песню «От винта» исполненную, кстати, Сергеем Шнуровым, известным по своим композициям, содержащим ненормативную лексику, а также своими аморальными взглядами и распущенным образом жизни? При трансляции мультфильма по телевидению (телеканалы Карусель и Мульт) на заставке очень сильно завышена громкость, судя по всему, подобные технологии применяются, чтобы привлечь внимание ребёнка.

4) Мультфильм знакомит юного зрителя с различными зависимостями, какого-либо поучительного урока герои при этом не извлекают.

  • В серии «Большой куш» Смешарики проиграли всё, что у них было, в игре на автомате, изобретённом Пином.
  • В серии «Запретный плод» Лосяш из любопытства попробовал сок «жамалистового дерева» и приобрел зависимость.
  • В серии «Бутерброд» Лосяш не может справиться с чувством голода, ему мерещится огромный бутерброд, который с ним разговаривает.
  • В серии «Это сладкое слово «мёд» Копатыч зависим от мёда.
  • В серии «Телеграф» показана зависимость от технологий, заменяющих живое общение. Хотя эта серия всё же может стать исключением, так как в ней зависимость показана в негативном ключе, и серия заканчивается правильным выводом.
  • Лосяш постоянно играет в компьютерные игры, и это никак не осуждается. В серии «Игра» он настолько увлекся, что потерял связь с реальностью.

5) Герои мультфильма ругаются. Эвфемизмами, конечно. Ведь это детский мультфильм. Детский мультфильм – детские ругательства. Но приучить ребенка использовать слова-паразиты и эвфемизмы для выражения своих чувств –  это значит допустить, что со временем он перейдет на более крепкие выражения.

  • Ёлки-иголки (Крош)
  • Укуси меня, пчела (Копатыч)
  • Компрессия (Пин. Кроме того, Пин часто использует выражения на немецком языке)
  • Дурочка из переулочка (Нюша)
  • Дурак, дурочка, безмозглый, паршивый, никчёмный и так далее (разные герои)
  • Нередко от героев можно услышать и фразы в стиле: “я…это … пойду, погуляю, что ли…”.

6) Теперь о характере персонажей. Как уже говорилось, в мультфильме нет отрицательных персонажей. Но есть ли положительные? Такие, с которых ребенку следует и хотелось бы брать пример?

  • Крош – веселый, но глупый и совершенно не поучительный персонаж. Если ребенок будет брать пример с Кроша, то для родителей это обернётся непослушанием, гиперактивностью, глупостью.
  • Ёжик – серьёзный и рассудительный. Но вряд ли какой-нибудь ребёнок выберет его в качестве примера: скучный «ботаник», полностью подчинённый лидерству своего гиперактивного друга.
  • О свинке Нюше отдельный разговор. Глядя на неё хочется воскликнуть: «как это нет отрицательных персонажей? А как же Нюша?». Эгоцентричная, увлеченная собой, зацикленная на моде и своем внешнем виде. Имеет романтическую привязанность к Барашу, но часто обращается с ним неуважительно, эгоистично. Вызывает недоумение также тот факт, что Нюша, несмотря на отношения с Барашем, воображает романтического героя, некоего «Черного Ловеласа». Что должна подумать девочка, смотря этот мультфильм? Что нужно мечтать о недосягаемом идеале, а встречаться с тем, кто поближе и доступнее?

При просмотре складывается впечатление, что сюжеты многих выпусков взяты из популярных взрослых фильмов и сериалов. Но надо ли погружать совсем юных зрителей во взрослую жизнь, тем более, таким образом, как это показано в Смешариках? Помимо так называемых «свободных отношений», на примере Нюши в сериале присутствует тема продажной любви: в серии «Горы и конфеты» Нюша соглашается проводить время с Барашем в обмен на конфеты. К слову, сценаристы своих мотивов не скрывали.

«Барашу нравится смотреть на горы, сидя на качелях рядом с Нюшей, потому что так можно увидеть не просто какой-то там пейзаж, а именно что Горы. Но Нюше надоедает так просто сидеть, и Бараш ее подкупает конфетами. Милая, смешная детская и недетская (аудитория прошлых показов на СТС — от 4 до 45 лет с провалом от 17 до 25) история про любовь. И про то, как болит живот, если съесть много сладкого. Анатолий Прохоров, художественный руководитель «Смешариков», рассказывал, как сценарист Алексей Лебедев ее придумал. Ему как-то сказали, что раз он пишет для детей, то многих важных тем не может касаться по определению. «Нет таких тем, просто надо все так преподнести, чтобы было понятно детям», — уперся он. «Ты же не можешь сделать фильм о проституции!» — возразили ему. «На спор!» — сказал сценарист. Так получился мультик о продажной любви «Горы и конфеты».

В свою очередь, художественный руководитель и, по большому счету, главный идеолог  «Смешариков» Анатолий Прохоров является по совместительству экспертом скандально известного форсайт-проекта «Детство-2030» по изъятию детей из семьи для воспитания в детских городах без родителей. В одном из своих интервью он откровенно заявил, что «Смешарики» – специальный проект, имеющий своей целью изменение сознания детей. Его отношение к роли родителей показывает отрывок из интервью:

А.Прохоров: «Вот смотрите, для нас обучение – это только школа, только классно-урочная система, и мы не очень понимаем, что существует два профессионала, (по счастью два, иногда один, к сожалению) рядом с ребенком – это его родители. Вопрос – они профессионалы или нет?»
Ведущий: «Они родители. Они обязаны воспитывать, наверное, но почему они должны учить, они же не учителя?»
А.Прохоров: «Если бы они только учить не могли, они и воспитывать не могут…»

Возможно благодаря именно такому отношению создателей мультфильма к семье во многих школах сегодня можно встретить плакаты, на которых герои мультсериала «Смешарики» призывают детей звонить по телефонам доверия и помогают продвигать в России Ювенальную юстицию: “У тебя появился братик? Позвони и пожалуйся, как тебе плохо!”.

 

 

Во многих сериях юного зрителя знакомят с разного рода зависимостями. Так как поучительная мораль в этих сюжетах отсутствует, то подобное знакомство вполне может спровоцировать интерес у ребёнка к этим зависимостям.

В серии «Новогодняя сказка» неосновной персонаж Тигриция ведет себя очень развязно, флиртует с несколькими героями.

Сериал позиционируется, как без насилия, но в некоторых сериях герои сознательно подвергают себя и других опасности (серии «Ля», «Верь в меня, Ёжик», «Приятные новости»). Так же есть сцены, которые могут напугать ребёнка.

Если и смотреть «Смешарики», то только «Азбуку здоровья» и «Азбуку безопасности», так как в них есть поучительная составляющая (но тем самым вы приучите ребёнка к этому бренду, а стоит ли?). Основные же серии затрагивают темы, не предназначенные для детей, несут негативный воспитательный посыл и в частности содержат пропаганду:

  • Безответственного поведения
  • Свободных отношений
  • Потребительского отношения к близким
  • Зависимостей
  • Ругательств

Елена Ещеркина