К Престольному празднику.
Новый белокаменный Ливадийский Дворец был завершен и освящен 27 (14) сентября 1911г. — в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Дата выбрана не случайно — это престольный праздник Дворцового Храма, построенного архитектором Монигетти еще в 1863 году для семьи Императора Александра III. Храм был пристроен к Старому большому дворцу, который к 1909 году отсырел и не подлежал реставрации.Для Императорской семьи это была одна из любимых церквей России, там прошли важные события в их жизни: панихида по усопшему Императору Александру III, миропомазание Императрицы Александры Федоровны.
В храме ощущалось живое присутствие его устроительницы, любимой бабушки Николая Ⅱ, Императрицы Марии Александровны.
Не случайно выбор Императрицы пал на Крестовоздвижение. Идея праздника была особо близка душе Марии Александровны: человек, подобно Христу, проходит в жизни «крестный путь», ведущий его к спасению. Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Бога Отца — таков путь Христа, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмёт крест свой и по Мне грядет». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться терпению, всецелой преданности Христу.
Николай Ⅱ принял решение о сносе старого здания и постройке нового дворца на том же месте, однако Дворцовый храм важно было сохранить.
Составление проекта и руководство строительством было поручено выдающемуся архитектору Николаю Петровичу Краснову. Архитектору было дано Высочайшее указание произвести полный внешний и внутренний ремонт церкви, а так же увеличить ее западный придел.Перед Красновым стояла непростая задача, необходимо было пристроить новый огромный «итальянский» дворец (площадью 6 тыс. кв. м) к крошечной «кавказско-византийской» церкви.
Зодчему удалось удивительно гармонично соединить в единый ансамбль два рядом стоящие здания. С большим тактом он вносил изменения в работу своего знаменитого предшественника Ипполита Монигетти. Придел церкви Краснов увеличил примерно вдвое, что дало возможность переместить главный вход с северного на западный фасад. При этом старый вход был сохранён, но оказался уже в так называемом «тёплом переходе» из дворца в храм.
Открытая галерея в виде византийской аркады, покоящейся на мраморных колоннах, соединила новый вход с аркой ажурных ворот дворцового патио (Итальянского дворика), при этом аркада, стены дворца и церкви образовали уютный небольшой полуоткрытый дворик. В украшении новой части церкви участвовали известные художники, и прежде всего профессор Императорской Академии художеств Павел Петрович Чистяков, талантливый портретист, работавший в жанре исторической живописи.
Именно в мастерской П.П. Чистякова по рисунку художника Андрея Семёновича Славцова была выполнена мозаичная икона «Ангел Господень», находящяяся над входом в храм. Славцов также отреставрировал старую роспись Крестовоздвиженской церкви и расписал внутри стены пристройки образами, среди которых выделялась икона Божией Матери «Фёдоровской», особо почитавшейся в царской семье.В новом, закрытом теперь церковном переходе и в моленной разместилось большое собрание икон: среди исторических, принадлежавших ранее нескольким поколениям Романовых, были и образа, подаренные разными лицами к освящению Ливадийского дворца в 1911 году.
Великолепным украшением этих двух церковных помещений стали дубовые резные киоты и складень с изображениями святых кисти гениальных русских художников М.В. Нестерова и В.М. Васнецова, привезённые в Ливадию из Владимирского собора Киева. Образа, написанные акварельными красками, были небольшого размера, приблизительно 45-50 × 20-26 см. Перед каждым из них к киоту прикреплялся позолоченный подсвечник или подвешивались украшенные драгоценными камнями пасхальные яйца.
В четырёх киотах было 13 икон, написанных Михаилом Васильевичем Нестеровым: Св.мученик князь Глеб, Образ Спасителя, Образ Богоматери и Св.мученик князь Борис; Св.Царь Константин, Святитель Николай Чудотворец Мирликийский, Св.Царица Елена; Св. Филарет Милостивый, Св.Великомученица Варвара и Св. Митрополит киевский Михаил; Св.Кирилл, Св.Мефодий, Арсений Великомученик.
Изображений святых работы Виктора Михайловича Васнецова было 7 в киоте и 3 в иконе-складне: Св. Преподобный Нестор Летописец, Св.Мария Магдалина, Св.князь Александр Невский, Св.княгиня Евдокия, Св.Равноапостольный князь Владимир, Св.княгиня Ефросинья Полоцкая, Св.преподобный Кукша; Богоматерь, Святитель Николай и Св.мученица Царица Александра.
К сожалению, Царская семья в обновлённой Ливадии была всего четыре раза — осенью 1911 и 1913 и весной 1912 и 1914 годов. Последняя служба в их присутствии прошла утром 31 мая (ст. ст.) 1914 года, провёл её духовник семьи отец Александр Васильев. В этот день они выехали из Ливадии, не подозревая, что навсегда простились с ней.В наши дни, пребывая на божественной литургии в горячо любимом храме, мы стрепетом ощущаем незримое присутствие Императорской семьи: Святых Царственных Страстотерпцев, Святой Преподобномученицы Елизаветы Федоровны и достопочтенной устроительницы Императрицы Марии Александровны.
27/09/2023