В апреле 1864 для написания настенных икон и фресок в дворцовой церкви в Ливадию возвратился профессор Александр Егорович Бейдеман. Из направленного в ноябре в Департамент Уделов отчета И.А. Монигетти о проделанных живописных работах можно представить, как выглядел интерьер храма к началу 1865 года.

Монигетти дал высокую оценку образам святых, созданных выдающимся мастером религиозной живописи. А.Е. Бейдеман писал их с древних оригиналов, найденных на Востоке и римских катакомбах. Одновременно архитектор сообщал в отчете о некоторых дополнительных работах, проведенных Бейдеманом сверх заключенного с ним договора. «Для обеспечения симметрии и гармонии общей разбивки церкви, — писал он, — пришлось несколько изменить первоначально запланированное расположение икон и их количество». Так, к 20-ти утвержденным образам наиболее почитаемых в царской семье святых, исполненных в полный рост, были добавлены еще 9 (Позднее их стало в Крестовоздвиженском храме уже 50).

Огромное эмоциональное воздействие на всех входящих в храм оказывали три прекрасных настенных панно: «Воздвижение Честного Креста», «Тайная вечеря» и «Рождество Богородицы». А.Е. Бейдеман написал также несколько символических изображений, как, например, монограф Иисуса Христа в центре купола на голубом с золотыми звездами своде, несколько крестов между арками, а также украшавшие стены колосья и виноградную лозу.

 

Запрестольный образ Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — Художник Бейдеман 1865 год.

 

Мозаичная работа Запрестольный образ Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — Сальвиати 1887 год.

И в то же время художник согласился с мнением И.А. Монигетти, что высланные им заранее из Петербурга хоругви «не соответствуют Ливадийской церкви ни по своей величине, ни по орнаментации» и обязался выполнить их новый вариант по рисункам, предложенным зодчим.

Многогранность таланта И.А. Монигетти ярко проявилась в художественном оформлении интерьеров ливадийских дворцов и церкви. Только эскизов церковной утвари и одеяний, мастерски выполненных архитектором, насчитывалось более 900! По его рисункам работали и итальянские мастера Рафаэло Изелла и Ахилес Рампини.

Богатство внутренней отделки храма подчеркивалось роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора, литыми бронзовыми царскими вратами, паникадилом и дверными решетками, дорогими коврами, сотканными в Париже. Конечно, все это великолепие вызывало восхищение, которое каждый человек выражал по-своему, как, например, автор справочника по Крыму, изданного в Одессе в 1869 году. Говоря об иконостасе, он с очаровательным простодушием писал, что «…ни серебро, ни золото не в состоянии заменить его».

 

Материал взят из книги «Дворцовая церковь в Ливадии: История Крестовоздвиженского храма» Земляниченко М. А.