Отличается ли крещенская вода от «обычной» святой воды?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно выяснить, что используем мы в быту наименование «святая вода» неверно.
Дело в том, что святой вода быть не может. Она – освященная. По-гречески «Мегало агиазма» переводится как «Великая святыня», но не «святая» (по-гречески «Агиа»). Слово «святыня» свидетельствует о святости предмета, но сам предмет не является «святым», поскольку, по большому счету, «Един свят, един Господь…». И человек в силу образа и подобия Божия тоже может быть святым, святыми могут быть Дары, храм тоже может именоваться святым — ради того, что является местом особого пребывания Бога. А вода может быть освященной, святыней.
Итак, если мы обратим внимание на чины освящения воды в дни Крещения Господня и в иные дни, то увидим, что освящающей молитвой призвания Духа Божия на воду остается одна и та же: «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши ны, иже во Иордане креститися изволивый…». Именно эта молитва читается перед погружением креста как в Великом чине освящения, так и в малом. И во время ектении мы просим об одном и том же: «О еже ниспослати Господу Богу благословение Иорданово, и очистити воды сия, Господу помолимся!».
Таким образом, мы видим, что и в Великом чине освящения воды, и в Малом чине, вода имеет одну и ту же освящающую силу воды Иорданской, которую благословил Господь Своим вхождением в речные струи.
Просто Крещенская вода освящается с большим торжеством, и потому ей оказывается больше почестей и придается большее значение.
Чего нельзя делать с крещенской водой?
(Можно ли выливать ее в раковину или на землю; что делать, если она пролилась на пол, можно ли просто вытереть тряпкой?)
Освященную воду, как уже говорилось, хранят дома с благоговением. Если случилось, что вода пролилась, или разбился сосуд, в котором хранилась святыня, то будет правильным собрать агиасму чистым рушником или новой ветошью и отжать в другой сосуд, чтобы вылить в проточную воду или другой естественный водоем. Можно также отжать рушник в горшки с домашними цветами.
В раковину, которая сообщается с канализацией, выливать освященную воду недопустимо!
Что делать с крещенской водой, если она испортилась? (как узнать, испортилась ли она?)
Вода освященная, как упоминалось ранее, имеет все свойства воды обычной и может портиться. Прежде всего, потому, что ее наливают в посуду недостаточно чистую, или берут из источника загрязненного, или, возможно, хранят в жарком месте, на солнце.
Один священник говорил, что видел, как у людей портилась вода, хранящаяся в посуде с неподобающими надписями, например, на бутылке не убрали прежнюю этикетку «Водка» или просто «Лимонад». Само такое отношение к агиасме может стать поводом, чтобы ради посрамления неблагочинных людей, вода проявила свойства испорченности: затхлый запах, обильные хлопья осадков, плесень, позеленение дна и стенок сосудов.
Но даже в таком состоянии вода не лишена своих благодатных свойств, потому требует уважительного к ней отношения. Ее пить уже нельзя, но можно ею окроплять. Однако я рекомендую все же взять из церкви другую освященную воду, а испортившуюся вылить или в домашние цветочные горшки, или в водоем.
Крещенская вода считается особенно целебной. Возможно ли ее употребление при болезнях, если так рекомендуется в различных «целебниках» и прочих книгах с заговорами?
Освященная вода имеет силу целить Божьей волей, а не потому, что имеет некую магическую силу. Поскольку Господь действует посредством освященной водной стихии, то волен это делать в разных проявлениях: кому-то будет подано благословение на исцеление, а кто-то призван вразумляться через освященную воду вплоть до болезней!
Мне одна женщина принесла показать гадательные карты, которые она положила тайком в пасхальную корзину с яствами для окропления их освященной водой — так ей посоветовали, чтобы лучше гадалось. Так вот, туда, куда попали капли воды, на картах появились пятна, словно их прожгли горячими каплями свинца или олова!
Потому я бы поостерег тех людей, что хотят святыню использовать в магических целях: Господь может посрамить эту затею самым неожиданным образом!
Можно ли, чтобы у христианина дома не было крещенской воды? Что делать, если вода заканчивается?
Христианин не от того христианин, что у него есть в наличии освященная вода, а потому что живет по-христиански.
Однако у христианина есть потребность все в своей жизни освящать, посвящая и самую жизнь Господу святому. Потому обычно дом христиан с иконами, сосудами освященной воды, благодатного масла, в сухих туесках хранят антидор для ежедневного принятия с молитвой. Это общение со святынями наполняет жизнь христианина не просто ритуалами, а дает возможность почувствовать укрепляющую силу Божию, действующую через них. Как иногда Господь это делал в Евангельских историях: не просто исцелил, а дунул и плюнул, или брение соделал и помазал слепорожденному очи, или непосредственно вложил пальцы Свои в уши глухому и прочее.
Как употреблять крещенскую воду? Можно ли ею, например, запивать лекарства?
Освященная вода должна быть употребляема на всякое добро и в разных потребностях. Ею можно окроплять для благословения те или иные предметы, места проживания, животных, растения. При помощи освященной воды силою Божьей изгоняем всякую нечистоту, которая может проявляться через предметы или животных, людей.
Агиасма предназначена для исцелений. Ее хорошо и ежедневно принимать натощак с молитвой. И можно пить в болезни даже не натощак. Также освященная вода может быть употребляема в сочетании с лекарствами. Она уместна и в тяжелом духовном состоянии: скорби, депрессии, духовной растерянности, унынии. Ею можно кропить себя, умываться и, конечно, испивать в разумном количестве – около полстакана, не больше.
К воде, повторюсь, должно быть отношение благоговейное.
Является ли препятствием для принятия святой воды очистительные дни у женщин?
Согласно выводам Патриарха Сербского Павла, в месячные дни женщине непозволительно только причащаться Христовых Таин. Ее состояние остается полноценным в христианстве, а значит, и все святыни она может лобызать, их касаться; мазаться благословенным маслом и испивать освященную воду.
Почему освящают воду и в Навечерие Богоявления, и на Крещение?
Многие считают, что это «две разные» воды, и выстаивают очереди, чтобы набрать и ту, и другую. Отличаются ли эти две воды по воздействию?
Вообще двойной чин Великого освящения воды существует только в Русской Церкви и Церквях, принявших от РПЦ эту традицию. В древних Церквях воду освящают только в Сочельник Богоявления, т.е. накануне самого праздника Крещения.
Дело в том, что в Сочельник или Навечерие Крещения служится Вечерня непосредственно уже самого праздника Просвещения (такое еще имеет название этот праздник). И, как завершение Вечерни Крещения, бывает литания с исходом к источнику для Великого водоосвящения. Эта традиция совершается и в нашей Церкви.
Но примерно с 15 века из-за того, что русские деревни находились на большом расстоянии от сел с церквями, епископы и священники стали ездить по этим деревням, чтобы для них святить воду и в сам праздничный день. Так канонизировалась традиция для Русской Православной Церкви освящать воду повторно на сам праздник Крещения, хотя особой для этого нужды, на сегодня, не имеется.
Более верно почерпать воду во время освящения в Навечерие Крещения — 18 января по новому стилю (5 января по старому). А кто не успел или почему-то не смог это сделать в Сочельник, имеют возможность взять освященную воду на день позже — 19 января по новому календарному стилю.
Как вы понимаете, свойства воды, освященной что в Сочельник, что в день праздника, идентичны и незачем брать воду дважды.