Господь наш Иисус Христос, завершив Тайную Вечерю с учениками пением псалмов, освятил богослужебное употребление Псалтири.

Наша Божественная Литургия имеет началом «изобразительные» псалмы Давида: 102-й псалом «Благослови душе моя Господа…», 145-й – «Хвали душе моя Господа…», и Новозаветные Заповеди Блаженств – в воскресные и праздничные дни. В будние дни поются стихи 9, 92, 94-го псалмов, а в Господские праздники – особые праздничные антифоны.

Святые отцы понимали важность псалмов, опытно знали действие этих молитвословий на мятущуюся от страсти к страсти душу. Они, видя целительное свойство стихов Давида, в первую очередь на свое сердце, не могли скрыть эту благодать, и поэтому оставили в назидание для нас о псалмах поучения.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кто поет псалмы, тот, хотя бы был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и, хотя обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием – услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу. Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, — (псалмы) укажут тебе многие пристани.

Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих… Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».

Псалмы Давида, которые мы слышим в начале Литургии помогают обрести то состояние готовности всецелого проникновения в тайну Евхаристии, тайну Благодарения, действительно стать причастником Царствия Небесного.

Эти псалмы называются антифонами или изобразительными.

Антифон (от греч. Anti phone – противогласник, отголосок) – песнопение или стихи из псалма, которые поются попеременно, двумя хорами или клиросами. Это способ песенного исполнения.

Эти псалмы изображают нам благодеяния Божии и поэтому получили название «изобразительных».

В настоящее время антифонное пение в приходских храмах соблюдается редко в связи с отсутствием второго хора.

Из истории возникновения антифонов на божественной Литургии известно, что «к евхаристическому чину они были присоединены именно как «целое», как уже существующее отдельно от Литургии богослужебное последование» (протоиерей Александр Шмеман «Евхаристия»).

Антифоны возникли из крестных ходов. Отдельные приходы стекались к одному храму, где в этот день был престольный праздник или другое празднуемое событие, и совершалась Евхаристия. Во время шествия пелись псалмы, тропари и другие церковные молитвословия, песнопения. И когда все собирались у назначенного храма, то вместе исполняли песнопения попеременно, то есть антифонно. Вот эти антифоны составляли отдельную часть службы, пелись во время шествия и заканчивалось пение чтением «молитвы входа», и самим входом в храм духовенства и верующих для совершения Евхаристии.

Раньше таинство Причастия совершалось в одном храме, а остальные приходы собирались для Евхаристии в эту церковь. То есть отдельно взятый приход был неотделим от единой Церкви, от одного общения, от совместного Причастия. Сейчас в каждом храме совершается богослужебный цикл независимо от других.

«Таким образом, — пишет протоиерей Александр Шмеман, — видно, что «антифоны» составляли первоначально своего рода отдельную службу, совершавшуюся до Евхаристии и вначале, вне храма. Она принадлежала к типу литии (процессии по городу), чрезвычайно популярной в Византии, а в теперешнем богослужении сохранившейся как лития на Всенощном Бдении и «крестные ходы»». И сейчас эта часть службы стала мыслиться как неотъемлемая часть Евхаристии, как литургическое выражение «собрания в Церковь».

Но как раньше, так и сейчас архиерейское богослужение указывает на то, что антифоны с самого начала не были одним целым с Литургией. Ведь епископ фактически не участвует до «малого входа». И само начало богослужения «Благословенно Царство…» и все возгласы делаются священниками.

Первый антифон начинается возгласом полным восторга и умиления: «Благослови, душе моя, Господа». Радость прихода Творца, радость Жизни. Момент, когда ты теряешь жизнь, знаешь, что рядом смерть… но приходит Спаситель и дает руку, дает «жизнь после смерти».

Благословляют не только уста, но «…и вся внутренняя моя имя святое Его».  Господь указывал важность внутреннего преображения, чтобы дела видимые были подтверждением действительной, неподдельной нашей святости. «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26). Но человек, в большей степени, не желая изменять себя, носит маску благочестия. Преподобный Никодим Святогорец писал: «…все дела, нами видимо совершаемые в семействе, в обществе, по службе, составляют наше поведение. Если осмотримся кругом, не можем не сказать, что в общем, поведение наше большею частью исправно. Но так же ли исправно при сем и внутреннее, этого утверждать не можем. Глаза окружающих нас сильное имеют давление на наши замыслы. Эти свидетели заставляют нас не давать хода тому худу, которое возникает в сердце: мы воздерживаемся от худа — и поведение наше является исправным. Не будь их, поведение наше оказалось бы совсем в ином виде. Да оно и бывает нередко таковым, коль скоро мы уверены, что чужой глаз не увидит нас. И бывает с некоторыми, что коль скоро внешняя их обстановка изменяется и они могут пожить свободнее, все, что прежде укрываемо было из боязни чужих глаз, вырывается наружу, и прежде исправный человек является и пьяницей, и развратником, и даже грабителем. Все эти дурные позывы не теперь породились. Они были, но ходу не имели, а теперь получили свободу и проявились».

Псалмопевец Давид и открывает нам нашу испорченность, человекоугодие, заискивание. Подсказывает, что мы не можем скрыть перед Богом то, что можем не показать ближнему. «Неразумные! Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» (Лк. 11:40). И если мы благословляем, восхваляем Господа устами, то это должно быть и на сердце.

Слова «исполняющаго во благих желания твоя» понимаются не только как исполнение наших желаний, достижение поставленных целей, но и «исполнение», как наполнение содержанием всей нашей жизни. А самое «высокое» и заветно «исполнение» — это быть рядом со Христом, «во благих».

Далее мы слышим на Литургии «обновится яко орля юность твоя». Юность – это духовное обновление, возвращение к полноте слова «человек», возвращение к чистоте души, чистоте желаний и стремлений. И это обновление подобно обновлению оперения орла. Он парит высоко над землей, к чему должна стремиться и душа верующего человека – отрешаться от земли и устремляться к небу – духовному миру.

Истинное обновление человека может быть только с Богом и в Боге. Господь наш Иисус Христос начал благовествование словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15).

Покаяние и является тем фундаментом, на котором созидается «новый человек». Силу покаяния так выразил святой Никита Стифат: «Слезы истинного покаяния могут вернуть нам даже утраченную девственность нашу». Это труд, который, к сожалению, мы не хотим принимать; можем, но не хотим.

Эти псалмопения дают каждому стоящему в храме толчок для начала обновления себя, несения своего креста, и тем самым дают возможность принять Господа в свою жизнь.

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16,).