В евангельской притче Христос назвал богача безумным. Почему же так случилось? Что в том предосудительного, что человек собрал хороший урожай, что в мыслях своих строил новые амбары и успокаивался тем, что собрал много добра? В чем же его безумие? Безумным он назван потому, что всю жизнь свел к одному: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12,19).

Все дело заключается в том, насколько человек умеет удовлетворять запросы не только своей плоти, но и своего духа. «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф.4,4). Есть голод -плотской, есть голод и духовный; есть недуги плоти и недуги духа. Для того чтобы иметь полноту мира, спокойствия и благодати, необходимо, по крайней мере, в одинаковой степени питать и греть свою плоть (Еф.5,29) и возгревать свой дух (Рим. 12,11). Вина евангельского богача в том, что он, заботясь о материальном, временном, совсем забыл о духовном, вечном.

Господь не запрещает людям умножать свое благосостояние. Он благословляет труд людской. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,45).

Дело не в богатстве, а в отношении к нему. Человеку, который делает из своего имущества идола—Маммону и ему одному служит, Христос говорит: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12,20).

Повторяющие ошибку богатого человека знают, что такое «покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12,19). Сколько раз, желая найти для себя покой, они не могли обрести его ни днем, ни ночью. Что такое ешь и пей? Сколько человек тратит для этого своих сил, умения, столь драгоценного и не такого уже и продолжительного времени нашей жизни, отдавая все и идя на все, лишь бы только насытить свое чрево и удовлетворить страсть еды и пития. После пресыщения и опьянения у человека наступают страшные моменты тревоги и разочарования, печали и новой жажды. Девиз языческой толпы Римской империи: «Хлеба и зрелищ!» — свидетельствовал о полном вырождении культуры и цивилизации, о полном духовном опустошении.

Евангельский богач предлагает душе своей: веселись. Христианская религия—религия оптимизма, религия радости, обнимающей нашу земную жизнь и простирающейся в вечную будущность. И это понятно. Разве у нас нет причин радоваться? Господь всегда с нами (Мф.28,20), с нами Его сила и помощь. Он дал нам такие великие обетования, благодатные средства и возможности спасения, воскресения и вечной жизни. Но если созидать свое веселие, свою радость только на всем скоропреходящем, материальном, то это будет не веселие, а досада, мучение, в итоге—горькое разочарование. Ни покой, ни пища, ни питие, ни веселие сами по себе не могут служить для человека удовлетворением его потребностей, не могут обеспечить ему полного блага и счастья. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин.6,27). «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес»; «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне, не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда»,—говорит Господь (Ин.6,32,35).

Кроме земных благ Господь дает нам блага и дары духовные. От нас требуется гармоническое сочетание тех и других даров и мудрое употребление их во славу Божию и в свою пользу. И не следует всю жизнь и все усилия употреблять на погоню за призрачным счастьем. Счастье, для того, кто его правильно понимает,—всегда рядом. Какое счастье для человека сознавать, что он сын не только земли, но и неба, что жизнь его должна быть не только животной, но и человеческой в самом высоком и глубоком смысле этого слова. Только в мудром сочетании забот о Божественных дарах как духовных, так и телесных мы достигаем настоящего богатства, покоя и веселия. При таком отношении к вещам Господь не назовет нас безумными, как назвал евангельского богача, а «благословенными Отца» Его (Мф.25,34). Аминь.

 

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)