4-Я СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Для утешения и подкрепления верующих среди подвигов св. Четыредесятницы в четвертую ее седмицу продолжается поклонение Животворящему Кресту; оно совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. В пятницу, по окончании Часов и после обычного поклонения и лобзания, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. От поклонения Кресту вся четвертая седмица называется Средокрестною и Крестопоклонною. В эту седмицу Церковь назидает нас при богослужении между прочим песнопениями, преданными ей от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Исповедника.
Благоговея пред Животворящим Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает: «Святая сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати и, как источник кипит божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова: поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню».
Примером Господа, смирившего Себя до смерти Крестной, Церковь по достижении средины св. поприща поста особенно внушает нам иметь смирение, которое по мере преспеяния в благочестии становится необходимее, дабы гордостью и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Для этого Церковь в четвертую седмицу Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении фарисеевом. «Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближнего, как велехвальный фарисей, считая себя праведным; но в смиренном помышлении о своих согрешениях возопи, как мытарь: «Боже, очисти мя грешного и спаси мя».
В субботу четвертой седмицы поста Церковь чтением Апостола поучает нас любви и благотворению ближним и быть ревностными в добродетели до конца (Евр.6:9-12); а чтением Евангелия благовествует об исцелении глухонемого прикосновением и словом к нему Иисуса Христа (Мк.7:31-51).
В воскресный день четвертой седмицы Православная Церковь между прочим поучает совершающих поприще покаяния и умиления евангельскою притчею о впавшем в разбойники, изъясняемою в священных песнопениях. Впавшему в разбойники подобен каждый, впавший в грехи, которые, как разбойники, причиняют глубокие язвы душе нашей и оставляют ее едва живой. На раны души нашей возливает спасительный елей Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир грешных спасти.
Особенно в воскресный день четвертой седмицы Великого поста Церковь назидает постящихся примером святого Иоанна Лествичника, подобно нам, обложенного некогда немощью плоти, но который «постом, бдением и молитвою сделался и в телеси яко Ангел», и опыт великих подвигов своих для наставления шествующих путем его изложил в сочинении «Лествица рая», состоящая из тридцати степеней, возводящих на высоту духовного совершенства. Эта книга, по выражению Церкви, «приносит присноцветущие плоды учения, услаждающего сердца с трезвением внемлющих: лествица бо есть души возводящая от земли к небесной и пребывающей славе».
В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни, напоминает нам, что мы впали в грехи, подобно человеку, впадшему в руки разбойников, внушает нам упование на милосердие пострадавшего за нас Господа.

прот. Григорий Дебольский


СИЛА КРЕСТА

Святая Церковь, вынося из глубины алтаря с престола Животворящий Крест Господень и предлагая его для поклонения и лобызания верных, какую мысль имеет? Ту мысль, чтобы истинные чада ее, проходящие поприще поста и борющиеся со своею многострастною плотию и с диаволом, который во время поста особенно разжигает стрелы свои и плоти их, – взирая на Крест и живо представляя себе страдания Господа нашего Иисуса Христа, нашего ради спасения претерпенные Им в пречистой Своей плоти, – укрепились чрез то на борьбу со своею плотию, с ее страстями и похотями, и чтобы не жалели распинать ее в страстях ее и мужественно боролись с противником, ополчающимся на нас многоразличными искушениями. Смотрите, – как бы вещает нам Господь со Креста, – что претерпел для вас Я воспринятой Мною для вашего спасения плотию Моей пречистой, неприкосновенной ни для какого греха; вы ли откажетесь распинать во плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем больше ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою Божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какою мыслию выностится ныне Крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом, а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и Крестом победившего врагов наших, – и побеждайте. Аминь

Святой праведный Иоанн Кронштадский.


О КОЗНЯХ ДЕМОНСКИХ И БОРЬБЕ С НИМИ

Если намеревающийся побеждать не сведущ во всех частях искусства (борьбы), то диавол и через одну какую-нибудь часть, если она останется в пренебрежении, сумеет провести своих грабителей и расхитить овец. (Диавол) не будет так смел, когда увидит пастыря, выступающего с полным знанием и хорошо сведущего во всех кознях . Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия. Когда лукавый устрашает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу. Умеет, подлинно умеет хитрый змий и через добрые дела посевать яд свой. Чтобы отворить дверь своим обманам и предать лжи больше благовидности, демоны примешивают к ней несколько истины, как приготовляющие ядовитые средства обмазывают края сосуда медом, достигая того, что вредное зелье легко принимается. Когда видит (диавол), что грузы добродетелей сложены и изобильно накоплены, тогда-то и старается причинить (добродетельным) более тяжкое крушение. Оружие праведного – любомудрие, воздержание, терпение, презрение ко всему настоящему (временному). Имеющий это оружие посмеется… над вражескими силами. Диавола Бог оставил здесь для того, чтобы тебя сделать крепче, чтобы подвижника показать в большей славе, чтобы борьба была важнее… А учение о диаволе доставляет нам безопасность: он – враг и неприятель; ясно знать о врагах весьма необходимо для безопасности… Так как для демонов нет ничего дороже погибели человеческой, то и понятно, что они услаждаются тем, что обыкновенно извращают нашу жизнь и истребляют все доброе с самого основания. Так как диавол видит, что молитва доставляет (христианину) величайшую пользу, то особенно и нападает (во время молитвы), чтобы отнять у нас защиту… Диавол влагает тысячи нечистых помыслов в наши умы, и о чем мы никогда не думали, то, собрав во время молитвы, вливает в наши души. Таковы козни диавола: одних он губит через небрежность, а других – через самую ревность, когда она бывает не по заповеди. Диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает недолжное применение. Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, потому что и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные. Когда злой диавол видит, что душа заботится о предметах божественных и о них только непрестанно помышляет, ими занимается, то он не смеет приблизиться, но тотчас удаляется, гонимый силою Духа, будто огнем. Таковы ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает потом в глубокую бездну. Но никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь, ведущий к добродетели: он прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает. Когда не может (диавол) прямо увлечь нас ко злу и уловить обманом, он не делает насилия, не принуждает, он только обольщает, и как видит, что мы беспечны, то полагает нам преткновение: так, когда не успеет он явно грехами повредить нашему спасению, тогда часто самыми добродетелями, какие мы совершаем, тайно обольстив нас, губит все наше богатство. Мы имеем врага постоянного, имеющего непримиримую к нам ненависть; поэтому мы должны быть неусыпны, чтобы побеждать козни его и стать выше стрел его. Что же это за стрелы лукавого? Злые похоти, нечистые помыслы, пагубные страсти, гнев, клевета, зависть, раздражительность, вражда, корыстолюбие и все прочие худые наклонности). Бесы постоянно стараются привести человека в отчаяние и всегда радуются его погибели. Обедаем ли мы, ходим ли, поем ли, враг всегда стоит подле нас. Он не знает отдыха, даже во время нашего сна часто нападает, влагая нечистые помыслы и возбуждая страсти сновидениями. А мы, считая маловажным то, из-за чего он нападает, не бодрствуем, не трезвимся, не взираем на множество вражеских сил, не думаем, что это самое и есть величайшее бедствие, но среди стольких браней предаемся неге, как будто среди мира и тишины. Везде (диаволу) нужно только начало, это для него самое трудное, когда же начало сделано, тогда он уже сам собою все подвигает вперед. У нас борьба с врагом опытным в воинских делах, эта война против нас производится не просто и не открыто, но с великою хитростью. Каким же образом мы победим (демонов)? Если постараемся быть по произволению тем, что они есть по природе, то есть если мы постараемся стать выше плоти и крови… К тому же мы имеем непобедимого союзника – благодать Духа и научаемся ратоборствовать не с людьми, но с демонами.
Однажды демон принял вид потерпевшего крушение и, явившись на одной из прибрежных скал, жалобно звал преподобного Филарета, умоляя его помочь ему. Не подозревая тайных ухищрений врага, преподобный поспешил на помощь. И едва только приблизился к нему, демон низринул его в пропасть, желая таким образом прекратить подвиги святого. Но Бог сохранил раба Своего совершенно невредимым.