3-Я СЕДМИЦА И 3-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА (КРЕСТОПОКЛОННАЯ)

Всту­пая на по­двиг и окан­чи­вая его, мы обык­но­вен­но бы­ва­ем во­оду­шев­ле­ны. Вна­ча­ле – со­зна­ни­ем сил в се­бе еще све­жих и неис­пы­тан­ных, а на­по­сле­док – на­деж­дою близ­ко­го и успеш­но­го окон­ча­ния. Но се­ре­ди­на по­при­ща ча­сто бы­ва­ет для нас опас­ным кам­нем пре­ткно­ве­ния. Так Цер­ковь, ни­ко­гда не остав­ляя чад сво­их без уте­ше­ния и обод­ре­ния, сре­ди по­дви­гов Ве­ли­ко­го по­ста, ко­то­ры­ми по­стя­щи­е­ся и ка­ю­щи­е­ся долж­ны рас­пи­нать плоть свою со стра­стя­ми и по­хо­тя­ми, с тре­тьей сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на­чи­на­ет осо­бен­но обод­рять и укреп­лять под­ви­за­ю­щих­ся, пред­став­ляя серд­цу и взо­ру на­ше­му при­ме­ры бла­го­че­сти­во­го по­движ­ни­че­ства, са­мо­от­вер­же­ния и тер­пе­ния. Та­ким об­ра­зом на тре­тьей сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста она, ру­ко­вод­ствуя нас умерщ­влять стра­сти и по­хо­ти, вну­ша­ет нам по­беж­дать их по­доб­но Ге­део­ну, по­ра­зив­ше­му ма­ди­ам­лян; одоле­вать их, по­доб­но Самп­со­ну, убив­ше­му зве­ря; умерщ­влять их, как Го­лиа­фа; сми­рять их по­доб­но Да­ни­и­лу, укро­тив­ше­му зве­рей во рве, и бо­лее вос­хва­ля­ет пост, неже­ли пред­пи­сы­ва­ет; ча­ще вос­пе­ва­ет во­жде­лен­ные пло­ды его, неже­ли об­на­жа­ет на­ши яз­вы гре­хов­ные, ко­то­рые вра­чу­ют­ся по­стом. «Оте­че­ско­го со­кро­ви­ща, име­ния чуд­но­го, ма­те­ре всех по­слу­жив­ших Вла­ды­це Хри­сту, при­и­ди­те на­сла­дим­ся, бра­тие, по­ста: ибо сей укреп­ля­ет те­ло, про­све­ща­ет ум и серд­це. Пост воз­лю­бим, ду­ши стра­сти лю­тей­шия дей­стви­ем ду­ха увя­да­ю­щий, и бо­же­ствен­ная де­я­ния де­я­ти укреп­ля­ю­щий, и ум на небо вос­сы­ла­ю­щий, про­ще­ние хо­да­тай­ству­ю­щий от Бо­га щед­ро­го».

Чте­ни­ем Апо­сто­ла на Ли­тур­гии в суб­бо­ту тре­тьей сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Цер­ковь вну­ша­ет нам не осла­бе­вать в тер­пе­нии во имя Гос­по­да Хри­ста (Евр.10:32-38); а из Еван­ге­лия бла­го­вест­ву­ет сло­ва о том, что не тре­бу­ют здра­вии вра­ча, но бо­ля­щий (Мк.2:14-17).

Осо­бен­но же для уте­ше­ния и обод­ре­ния ка­ю­щих­ся сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Цер­ковь ука­зы­ва­ет в тре­тью неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста на Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, на­чи­ная си­нак­сарь в эту неде­лю сти­ха­ми:

Кре­сту вся зем­ля да по­кло­ня­ет­ся:
Им­же по­зна­ла Те­бе по­кла­ня­ти­ся, Сло­ве.

Дре­во стра­да­ний и смер­ти Гос­по­да, пред­став­ля­е­мое Цер­ко­вью по­стя­щим­ся сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, по тол­ко­ва­нию Церк­ви, по­доб­но рай­ско­му дре­ву жиз­ни; по­доб­но дре­ву, ко­то­рое во вре­мя че­ты­ре­де­ся­ти­лет­не­го стран­ствия на­ро­да Бо­жия в пу­стыне, по­ло­же­но бы­ло сре­ди горь­ких вод Мер­ры для их услаж­де­ния; по­доб­но сен­но­лист­вен­но­му дре­ву, под те­нью ко­то­ро­го оста­нав­ли­ва­ют­ся для про­хла­жде­ния и от­дох­но­ве­ния утом­лен­ные пут­ни­ки, ве­до­мые в обе­то­ван­ную зем­лю веч­но­го на­сле­дия. На­по­ми­ная по­стя­щим­ся о стра­да­ни­ях и смер­ти Гос­по­да, для спа­се­ния ми­ра доб­ро­воль­но пре­тер­пен­ных Им, все­чест­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест бла­го­дат­но во­оду­шев­ля­ет ве­ру­ю­щих и для про­дол­же­ния по­ста, мо­лит­вы и для освя­ще­ния. Ес­ли Гос­подь нас ра­ди рас­пят, то не долж­ны ли и мы Его ра­ди от­речь­ся от мир­ских удо­воль­ствий, ко­то­рые пре­пят­ству­ют по­дви­гам бла­го­че­стия? «Срас­пи­на­е­ми нас ра­ди Рас­пен­ше­му­ся, умерт­вим вся плот­ские уды в по­стех и мо­лит­вах и мо­ле­ни­ях».

Бла­го­ве­стив о Кре­сте и по­кло­не­нии Ему сре­ди по­при­ща Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, во­оду­шев­ляя по­стя­щих­ся при­ме­ром рас­пя­то­го Спа­си­те­ля, уте­ши­тель­но пред­на­по­ми­на­ет нам и о при­бли­жа­ю­щем­ся свет­лом празд­ни­ке слав­но­го вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Крест есть пред­сре­те­ние празд­но­ва­ния Пас­хи. При тор­же­ствен­ном сре­те­нии по­бе­ди­те­ля обык­но­вен­но пред­ше­ству­ют ему по­бед­ные его зна­ки: так Па­схе Хри­сто­вой ше­ствие По­бе­ди­те­ля гре­ха и смер­ти пред­ше­ству­ет знак Его по­бе­ды – Жи­во­тво­ря­щий Крест. Итак, ес­ли мы с Хри­стом страж­дем, то с ним и про­сла­вим­ся, ес­ли с Ним уми­ра­ем, то с Ним и вос­крес­нем.

Чте­ни­ем Апо­сто­ла Цер­ковь про­по­ве­ду­ет, что несе­ние кре­ста об­лег­ча­ет нам Сам Рас­пя­тый за нас на Кре­сте. Иму­ще убо ар­хи­ерея ве­ли­ка, про­шед­ша небе­са, Иису­са Сы­на Бо­жия, да дер­жим­ся ис­по­ве­да­ния. Не има­мы бо ар­хи­ерея не мо­гу­ща спо­стра­да­ти немо­щем на­шим, но ис­ку­ше­на по вся­че­ским по по­до­бию, раз­ве гре­ха (Евр.4:14, 5:6). Чте­ни­ем Еван­ге­лия Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет, сло­ва­ми Гос­по­да, об обя­зан­но­сти са­мо­от­вер­же­ния и по­сле­до­ва­ния Ему для спа­се­ния. Иже хо­щет по Мне ити, го­во­рит небес­ный По­дви­го­по­лож­ник, да от­вер­жет­ся се­бе и возь­мет крест свой и по Мне гря­дет. Иже бо аще хо­щет ду­шу свою спа­сти, по­гу­бит ю; а иже по­гу­бит ду­шу свою Мене ра­ди и Еван­ге­лия, той спа­сет ю (Мк.8:34-35).

прот. Гри­го­рий Де­боль­ский

3-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ.

В службе третьей Недели Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Креста на середину храма для поклонения. Совершается тот же чин, что и на праздники 1/14 августа и Воздвижения; конец утрени (после великого славословия) служится по тому же чину, что и в праздник Воздвижения Креста Господня. На Литургии вместо «Святый Боже» поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и читаются особые Апостол и Евангелие.

Прославление Креста Господня составляет содержание молитв и песнопений четвертой (Крестопоклонной) седмицы (до субботы), следующей за третьей Неделей. Крест находится на середине храма до пятницы 4 седмицы. В понедельник и среду четвертой седмицы на 1 часе (после Богородична: «Что Тя наречем») на середине храма совершается поклонение Кресту (подробнее об этом см. выше – о великопостных часах). В пятницу четвертой седмицы, после часов на Изобразительных (по Трисвятом) бывает поклонение Кресту при пении самогласных стихир. Совершается поклонение Кресту, Крест переносится в алтарь через царские врата при пении тропаря «Спаси, Господи, люди твоя» и кондака Вознесыйся на Крест волею».

Вынос и поклонение Кресту в Неделю Крестопоклонную совершается с той целью, чтобы напомнить христианам о страданиях Спасителя и укрепить их к прохождению трудного поприща поста.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно «сеннолиственному» (дающему густую тень от своих листьев) дереву, доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов, среди подвигов поста, доставляет верующим прохладу и ободрение для довершения труда. Крест Христов как знамение победы над смертью приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, и с древом жизни, насажденным среди рая (Синаксарь 3 Недели).

Христиане, поклоняющиеся Кресту и лобызающие с духовной радостью и любовью Крест Господень, очищаются от грехов, освящаются, духовно обновляются Божественной благодатью на нем пригвоздившегося Господа, защищаются и укрепляются силою Креста Христова в противоборстве греху и диаволу. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь «смирил Себя даже до смерти» (Флп. 2, 8), в богослужении 4 седмицы Великого Поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды 4 (Крестопоклонной) седмицы на Литургиях Преждеосвященных Даров до самой Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся ко Просвещению (Крещению).

Гермоген Шиманский


Че­ло­ве­ко­лю­бец Бог, чрез пре­да­ние от свя­тых отец, Сам от­кры­ва­ет пред на­ми пред­ле­жа­щий путь, – го­во­рю, свя­то­го и спа­си­тель­но­го по­ста для то­го чтобы мы, по­тру­дясь на нем, хоть сколь­ко-ни­будь, спо­до­би­лись по­лу­чить про­ще­ние во гре­хах, и от то­мя­щей нас гре­хов­ной жаж­ды и угры­зе­ния по­хо­тей из­бав­ля­ет, чрез при­кос­но­ве­ние и ло­бы­за­ние чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста. То и дру­гое сред­ство с оди­на­ко­вою поль­зою мо­гут при­го­то­вить нас к до­стой­но­му сре­те­нию св. дня Вос­кре­се­ния; пост по­то­му, что под­дер­жит бла­гую бод­рость в те­ле, а по­кло­не­ние пред­ле­жа­ще­му Жи­во­тво­ря­щи­му Кре­сту от­вле­чет мыс­ли на­ши от по­стыд­ных по­мыс­лов и дел и устре­мит взор наш к небес­но­му жи­ли­щу. По­се­му вос­хва­лим пост; но вос­хва­ляя его и все бла­га, про­ис­те­ка­ю­щие от него для че­ло­ве­ка, вос­хва­лим так­же и пред­ле­жа­щее нам для по­кло­не­ния чест­ное де­ре­во Кре­ста и воз­зо­вем к нему серд­цем и уста­ми: ра­дуй­ся Кре­сте, на нем же Сын Бо­жий рас­про­стер­ши ру­ки, при­нял всех нас в свои объ­яты и при­ми­рил с От­цем небес­ным! Ра­дуй­ся, очи­ще­ние на­ше от скверн гре­хов­ных! Ра­дуй­ся, щи­те ве­ли­ко­го Ца­ря, под се­нью ко­то­ро­го уго­тов­ля­ет­ся вся­кая по­бе­да! Оза­ри нас, пре­чест­ный Кре­сте, со­кро­вен­ною в те­бе си­лою; – со­тво­ри, да и мы сво­бод­но воз­же­ла­ем по­стра­дать, хо­тя несколь­ко, для То­го, Ко­то­рый пер­вый по­ло­жил на те­бе жи­вот Свой за нас; со­де­лай нас до­стой­ны­ми с ра­до­стию встре­тить све­то­нос­ный день Вос­кре­се­ния, как за­лог на­сле­дия уго­то­ван­ных нам веч­ных благ»

Св. Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский (7век)