«Но как призывать Того, в Кого не уверовали?

как веровать в Того, о Ком не слыхали?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    как слышать без проповедующего?… Но не все                                                          послушались благовествования. Ибо Исаия  говорит:

Господи! кто поверил слышанному от нас?

Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.»

(Рим. 10:14-17).

 

Божественная Литургия, на которой мы возносим молитвы за себя, близких, за Отечество, имеет в себе так называемую «литургию оглашенных». Свое название эта часть богослужения берет еще из первых веков христианства, когда был институт оглашенных, то есть тех, кто готовился принять Святое Крещение и стать членом тела Христова.

В состав литургии оглашенных входят антифоны, ектеньи, чтение Евангелия и Апостола, то есть те молитвословия, песнопения, священнодействия, которые имеют вероучительный, огласительный характер. В Древней Церкви на этой части богослужения могли присутствовать кроме верных еще и готовящиеся к Крещению, а также  те, кто был крещен, но отлучен от причастия.

Во времена апостольские, если проповедник Благой Вести, то есть Евангелия, убеждал слушателей из иудеев или из язычников в истине Евангелия, то Крещение происходило без отлагательств. От этих людей нужно было исповедание веры во Христа Иисуса Сына Божия и, конечно же, отречение от прежних заблуждений.

«С течением времени чрезвычайные дарования Святого Духа, облегчавшие и проповедникам труд приготовления слушателей к крещению, и слушателям труд усвоения евангельского учения, становились явлением редким; а между тем случалось нередко, что принимавшие крещение после краткого приготовления являлись христианами только по имени, не твердыми в вере. Тогда, именно с начала II-го века, принято было за правило не прежде преподавать крещение желающим принять оное, как по испытании искренности их веры, более или менее продолжительном, в состоянии оглашенных» (Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную Литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого). Оглашенные разделились на слушателей, преклоняющихся и просящих, последние из которых уже были готовы принять Святое Крещение. Каждая группа оглашенных имела свое место в храме для молитвы и слушания поучений.

Будущие христиане, а пока еще оглашенные, до того как войти в лоно Церкви уже хорошо были знакомы с учением христианства, и, в какой-то степени уже принимали в свою жизнь опыт жизни Церкви. Ведь человек мог быть в общении с истинно верующими год, два, три, и, только после этого, быть допущенным к Крещению. Этим человек действительно показывал, что имеет не просто желание быть причастником Славы Божией, но и что он трудится – смиренное хождение в церковь и осознание того, что быть ее членом это высшая награда и милость Господня.

В первые века была действительная потребность Церкви в институте оглашенных, в молитвах и ектеньях о них. Оглашенные вместе с верными слушали Евангелие, после чтения Священного Писания им преподавалось разъяснение, поучение, наставление. Люди, желавшие войти в лоно Церкви и принять благодать Святого Духа, долгое время (разная практика – от 40-ка дней до 3-х лет) не могли участвовать в самых важных молитвах и священнодействиях, не имели права причащаться. Этот их долговременный труд был путем к Крещению, принятию благодати. В Древней Церкви крестили не всех подряд, и только тот, кто ясно себе представлял содержание христианской веры, мог приступить к купели.

На богослужении оглашенные, выслушав поучение после Евангелия и молитвы за себя, получали благословение от предстоятеля и выходили в притвор храма. После этого прислуживающие церкви проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.

Со временем крещение начали принимать в основном в младенческом возрасте, и оглашенных в Церкви практически не стало. Подобную ситуацию мы наблюдаем и сейчас:  к купели приносят младенцев, лишь редкое исключение составляют иноверные, люди в зрелом возрасте. С одной стороны наш украинский народ практически весь крещен, но на деле не просвещен. Так как крещение зачастую воспринимается  как обряд, традиция, магия, и не несет в себе изменения жизни крещаемого, не идет духовного возрастания. Мы надеваем на человека крест, но Господь говорит, что тот «кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38).

Архимандрит Киприан (Керн) пишет, что ««неизвестно о ком церковная община молится, когда диакон возглашает «помолитеся оглашеннии Господеви… да Господь помилует их, огласит их словом истинны, открыет им Евангелие правды», и неизвестно также, кого диакон просит покинуть молитвенное собрание, когда он говорит: «оглашенные изыдите: елицы, оглашении изыдите» и тд. Оглашенных нет, а молитва и ектения произносятся о тех, кого Церковь не имеет в своей среде и, вообще, даже не собирается оглашать, просвещать и крестить».

Оглашать некого, но на самом деле многие из нас недостойны носить имя верного христианина. Если раньше от церковного общения, от Причастия отлучались на многие годы, то сейчас, с теми же пороками, человека допускают участвовать в Литургии. Хотя Церковь и дает такую милость людям, настолько нисходит к нашим немощам и падениям, каждый сам для себя должен осознать свое недостоинство:  недостоинство своих мыслей, желаний, своей ежедневной жизни.  И когда диакон или священник возглашают: «оглашении, главы ваша Господеви приклоните», — мы обязаны склонить своего внутреннего человека, уяснить, что, хотя мы и стоим в числе верных христиан и не склоняем головы при этих словах священника, но недостойны именоваться детьми Божиими, а уповаем лишь на милость Господа.

И мысли о том, что каждый из нас является недостойным носителем благодати Божией, глубоко и всепроникающее выразил Н.В. Гоголь: «Хотя и редко бывают теперь не принявшие святого крещения и находящиеся в числе оглашенных, но всякий присутствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой, и делами от верных, удостоившихся соприсутствовать трапезе любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь, только что слышит разум слов Его, но не приводит их в исполнение, и еще холодно его верованье, и нет огня всепрощающей любви к брату, поядающей душевную черствость, и что, крещенный водой во имя Христа, он не достигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христианство, по слову самого Спасителя: «Кто не родится свыше, не внидет в царствие небесное»,– соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашенных и на призванье диакона: «Помолитеся, оглашенные, Господу!» от глубины сердца взывает: «Господи, помилуй!».