Приобщение к Божественному миру, вхождение в преображенную и обоженную Вечную жизнь – это стремление каждого верующего. Это то, что действительно и существенно уже здесь. Церковь и Литургия это уже и наш дом, и в то же время еще и путь. Они являются домом, так как здесь наш Отец, здесь мы живем Им и в Нем. Но с другой стороны – это путь, потому что ежедневное борение, очищение, приятие или отвержение благодати определяет нашу близость к Отчему дому. И если мы осознаем, что Церковь Христова – это наша мать, мы не имеем права не входить в тайну Богослужения, молитвословий, опытности Отцов Церкви.

«Очевидно,  что  без  знания  и  понимания  смысла  литургических  текстов, составленных  боговдохновенными  Отцами  и  Учителями  Церкви,  равно  как  и  без действенного участия в Таинстве Евхаристии, невозможно объять умом и пережить сердцем всю глубину православного учения о Христе и спасении человека» — архиепископ Ионафан (Елецких).

Во время литургических молитв, песнопений обнаруживаются множество мест, которые по «темноте» перевода остаются закрытыми для понимания верующих, но которые важны для правильного восприятия, осмысления, более глубокого соединения в молитве.

Божественная Литургия подводит нас лицом к лицу ко Христу. То, что человек из-за погруженности в заботы сего века, суетливости, надеяния (упования) на свои силы и разумение, не может видеть, не может принять – Святые Отцы, сумевшие очистить свои очи от пыли страстей, опытно познали что есть благодать Божия, ведут блуждающих и слепых людей, шаг за шагом, по дороге Божественной Литургии к заветным словам «Святая святым».

Богослужение открывается возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Мы всегда просим Господа быть в Его Царстве, но Царство это не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним, жизнь в Нем. Это Царство, основанное не на насилии и принуждении, а благословенное Царство мира.

Далее следует великая, или мирная ектения, т.е. ряд прошений, которыми священник (дьякон) призывает народ к общей молитве, указывая при этом о чем должно молиться. Великая ектения соединяет земное и небесное, собирая воедино наши духовные чаяния и переживания о материальном устроении.

Название «мирная» идет от начальных слов «Миром Господу помолимся»            (т.е. в мире) – помолимся «в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания» — архиепископ Ионафан (Елецких).

Чтобы с самого начала Божественной Литургии нам пребывать с Богом дается это прошение. Господь заботиться о всех, но более слышит тех, кто, взывая к Нему, направляет свои помышления, свое сердце, свою волю, не засоряя их заботами житейскими.

Ведь апостол Иаков в Соборном послании писал: «Муж двоедушен не устроен во всех путях своих». И святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «…молиться не может тот, ум и сердце кого крепко привязаны к чему-либо плотскому, например, к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть к другим, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу». Из слов святого Иоанна очевидна важность первого прошения этой ектении. Ведь сосуд души заполненный смрадом не сможет благоухать. И человек ради Бога, отсекая от себя все привязанности плоти, становится способным принять дары Божии.

Следующее прошение, которое может вызвать вопрос – «О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся». Все общество верующих молится о ниспослании в свои сердца благодатного мира Божия, отрады. Это непостижимое умом чувство покоя в Боге, но которое познается опытной жизнью, через приближение к Господу. Это чувство присутствия Живого  Творца.

«О свышнем мире…» — это прошение также о том, чтобы Высший невидимый Мир служебных духов (ангелов) был к нам мирен и благожелателен.

«О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся» — о благоумеренности воздушной стихии, об изобилии плодов земных и временах мирных, Господу помолимся. Чтобы воздушная среда была благотворна для людей, животных, растений, их жизни, развития. Но немного пройдя в Литургию, можно раскрыть это место иначе. Молитва должна изливаться из наших сердец о гармонии человека и природы, человека и Бога, о той гармонии, которая разрушается через наше удаление от Господа, через ежедневное многоразовое попрание своей совести.

«…Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».  В заключение ектении мы вспоминаем Пресвятую Богородицы и всех святых, ожидая от них помощи и заступничества, и слышим призыв каждый лично и все вместе отдать всю нашу жизнь Богу как дар и приношение.  «Иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и евангелия, той спасет ю» (Мк.8:35). Погубить душу свою ради Бога, то есть отдать ему всю жизнь – дело сложное и многотрудное, ведь это разставание  со страстями сердца нашего, которые уже слились с нашими мыслями, чувствами и желаниями.

А что значат скорби времени, в сравнении с радостию вечною?! «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому. Когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс.41:3).