Закладку фундамента Ливадийской церкви Воздвижения Креста Господня торжественно отметили 8/21 сентября 1862 года. В основание храма был заложен стеклянный сосуд с вложенным в него пергаментом с текстом: «8 сентября 1862 года в царствование Государя Императора Александра II и при управлении Новороссийским краем генерал-лейтенанта Жуковского положен камень в основание храма, сооружаемого в Ливадийском Е.И.В. Государыни Императрицы имении Архитектором Высочайшего Двора Монигетти. Присутствовали при сем: генерал-лейтенант Жуковский, обер-камергер Высочайшего Двора граф Рибольер, генерал-майор от свиты Кутузов, Управляющий Таврической губернией К.С. Солнцев, предводитель дворянства Ялты д. ст. сов. Галахов».

Несмотря на сложности с наймом рабочей силы в тогда еще малонаселенном Крыму и доставкой строительных материалов, уже к лету 1863 года был реконструирован Большой дом Потоцкого и построены многие из запланированных зданий, и прежде всего Малый дворец и Крестовоздвиженская церковь. Но из-за задержки с поступлением из Италии мраморных украшений пришлось перенести сроки внутренних работ в храме, а приехавшему для написания в нем икон известному художнику А. Е. Бейдеману на некоторое время вернуться в Петербург.

Бейдеман дал высокую оценку работе архитектора. Под впечатлением увиденного в Ливадии он писал: «Церковь снаружи совершенно окончена и представляет счастливое решение задачи в византийском стиле: необыкновенно изящного небольшого храма, но внутри надо бы работать еще 4 ½ недели, если не более. Нельзя пройти молчанием и не изумляться тому, что г-ном Монигетти здесь произведено в десять месяцев его пребывания! Дворец совершенно готов снаружи и внутри для того, чтобы принять Государыню Императрицу. … У г-на Монигетти всякая деталь обработана до восхитительной степени совершенства, одно жаль, что церковь еще в таком положении, что надо ждать…».

К этому времени Александр Егорович Бейдеман был уже академиком живописи, работы которого императрица высоко ценила, особенно написанные им образа. В них ее привлекали строго православное письмо и выражение высокой одухотворенности ликов святых.

Материал взят из книги «Дворцовая церковь в Ливадии: История Крестовоздвиженского храма» Земляниченко М. А.