Первый приезд царской семьи в новое владение состоялся в конце августа 1861 года. Ливадия очаровала Марию Александровну экзотичностью ландшафта, сочетавшего удивительные по красоте виды на бескрайнее синее море и подступавшие к нему горные склоны, покрытые лесом. Тогда же стало очевидным, что бывшее имение графа Потоцкого придется основательно реконструировать, чтобы приспособить его к условиям жизни во время Высочайших приездов.

По желанию императрицы проведение работ, связанных со строительством новых и перестройкой старых здании, было возложено на Архитектора Высочайшего Двора и Царскосельских дворцов И. А. Монигетти, автора проектов многих оригинальных построек в Петербурге, Москве и загородных царских резиденциях.

С энтузиазмом принял зодчий новое престижное поручение: в нем он увидел возможность осуществить свою давнюю мечту – создать ансамбль зданий с использованием мотивов архитектуры стран Ближнего Востока и Магриба, по которым он путешествовал в юности.

Мария Александровна в полной мере доверяла вкусу знаменитого зодчего и предоставила ему практически неограниченную свободу творчества при проектировании всех построек в имении. Ее главным пожеланием было расширить дом Потоцкого, превратив его в Большой Императорский дворец, и при этом обязательно выделить в самостоятельное здание церковь, архитектурное исполнение которой следовало полностью выдержать в традициях старинных православных храмов.

Решение сделать дворцовую церковь центром своей обширной усадьбы исходило от самой Государыни и имело для нее важное значение. По воспоминаниям современников, близко знавших цесаревну, а с 1855 года – императрицу, Мария Александровна была глубоко религиозным человеком, строго соблюдавшим все церковные установления.

 

Материал взят из книги «Дворцовая церковь в Ливадии: История Крестовоздвиженского храма» Земляниченко М. А.

 

Ипполит Мартин Флориан Монигетти (известный в России как Ипполит Антонович Монигетти) родился в Москве 2 февраля 1819 года в семье француженки и итальянца. Он «с похвалой» закончил курс в московском Строгановском училище, а затем поступил в Петербугскую Академию художеств на архитектурное отделение, где в то время преподавал известный профессор Брюллов.

Интересно, что уже со второго курса будущего зодчего всячески отмечали медалями, а в 1839 году его даже удостоили золотой медали второй степени за проект театрального училища.

После завершения учебы, Ипполит Антонович более 5 лет проводит за границей, изучая наследие прошлого, в особенности его заинтересовала архитектура Древней Греции и Древнего Рима.

В 1844 году Ученый совет Академии художеств ознакомился с серией рисунков средневековых, греческих и римских орнаментов, выполненных Монигетти, и отправил его продолжить начатое исследование в Париж, Каир, Константинополь, а затем в Италию.

 

Счастливый случай, произошедший в 1845 году, определил всю дальнейшую судьбу зодчего. Во время пребывания в Риме император Николай Первый решил ознакомиться с трудами пансионеров – среди прочих рисунков ему показали и акварели Ипполита Антоновича. Императору так понравилась работа архитектора, что он приказал Волконскому зачислить Монигетти архитектором в Царское Село по окончанию пансионерства.

 

В 1847 году он возвратился в Петербург с несколькими альбомами великолепно исполненных рисунков, за которые ему присудили звание академика.

 

Активная деятельность Монигетти как практикующего архитектора  началась с назначения его в ведомство царскосельских построек при Министерстве Императорского Двора.

Работ Монигетти не счесть: помимо творений в Царском Селе, Ипполит Антонович также сооружал дома для царскосельских жителей и Царскосельского городского управления, среди которых дача княгини Юсуповой, стилизованная под павильон «Эрмитаж», Юсуповский дворец, новые интерьеры для Аничкова дворца, домов князя Александра Александровича.

Некоторые работы архитектора: