10 марта 2015 года исполнилось 170 лет со дня рождения Великого Русского Государя Александра III Миротворца, который упокоился в Ливадии 20 октября (по старому стилю) 1894 года в Малом дворце Цесаревича.

Протоиереем Дмитрием настоятелем нашего храма – домовой церкви семьи Романовых в Ливадии – в 1000 была отслужена Великая Панихида по почившему в Бозе Всероссийскому Самодержцу. После молитв и речей, на парковой алее, где ранее миловал взгляд Малый дворец – любимое место пребывания в Ялте Государя Императора Александра Александровича с семьей, был открыт памятный информационный стенд, у которого присутствовавшие торжественно возложили цветы.

Помимо многих пришедших почтить память Русского Царя, особо радостно было видеть воспитанников Ливадийской школы.

Немаловажно вспомнить, что в день кончины Государя и дни ей предшествовавшие при Императоре, кроме духовника Царской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, преподавшего в последний раз Царю Святые Тайны, находился праведный Иоанн Кронштадтский. Сразу после кончины Александра III в Крестовоздвиженской домовой церкви семьи Романовых дал присягу на верность Российскому Престолу цесаревич Николай Александрович.

На следующий день, в этой же церкви была отслужена панихида по покойному Императору, а принцесса Гессенская Алиса приобщилась к Православию через таинство Миропомазания с именем Александра Феодоровна.

Тело покойного Государя оставалось в Ливадии до 27 октября, где в Вознесенском соборе каждый мог проститься с ним, а затем, на руках, перенесено в Ялту и морем доставлено в Севастополь. Далее по железной дороге траурный поезд проследовал через Москву в Санкт-Петербург, и 1 ноября гроб с телом был установлен в Петропавловском соборе. 7 ноября сонм иерархов Русской Церкви во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) совершил отпевание.

Когда весть о кончине Императора Александра III разнеслась по миру, пресса в один голос принесла дань признательности и уважения на гроб Государя, которого не один русский народ, а все народы Европы почтили прекрасным именем «Миротворца».

«Наука отведет Государю Императору подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, обострил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее…»

В.О.Ключевский.